Анализ причин резкого скачка цен на ряд основных продовольственных товаров мы попытались сделать максимально объективным и всеобъемлющим. В первую очередь были использованы данные Росстата (см. таблицу №5). Затем корреспонденты “МК” вышли “в поле”. В пяти городах — Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону — они с пристрастием изучили свежие ценники на 9 продуктов питания, без поглощения которых человеку прожить практически невозможно (см. таблицы 1—2 и 3—4).
Исследовались три группы торговых точек: магазины шаговой доступности, продовольственные рынки и торговые сети, прежде всего экономического класса. В Москве цены были персонифицированы по каждой точке. В регионах, по просьбе продавцов, пришлось собранную информацию обобщить.
Первое, что бросается в глаза, если сравнивать официальные и собственные данные, — до середины июля — начала августа цены “спали” или даже немного снижались (и не только из-за сезонного фактора, но и из-за конкуренции между сетями — см. таблицу 5). В этом же месяце (а фактически уже в конце прошлого — просто статистика всегда немного запаздывает) цены на 5 групп продовольствия: хлеб, муку, сахар, гречку, молоко — просто сошли с ума. В кратчайшие сроки они в среднем повысились от 5% (сахар) до 22% (хлеб). Но самое страшное то, что на этом дело явно не закончится. Логика событий и антирегулирующие действия властей подталкивают цены к дальнейшему росту. Если все пойдет, как сейчас, то хлеб осенью может подорожать и вдвое к июньскому уровню.
Жаркое дыхание цен
Аномальная жара и засуха в 34 регионах России, осложненные масштабными лесными и торфяными пожарами, безусловно, не могли не сказаться на определенном дефиците продовольствия. Достаточно напомнить, пожалуй, уже всем известные цифры (за ходом страды россияне сейчас следят прямо как в советское время). В прошлом году собрали 97 млн. тонн зерна, а в этом ожидают максимум 65 млн. тонн. Тогда как для прокормления населения и скота с птицей нужно не менее 77—78 млн. тонн. При этом в первую очередь на корню выгорала пользующаяся особым национальным спросом гречка. Коровы из-за высокой забортной температуры резко снизили надои.
Форс-мажором не могли не воспользоваться производители и продавцы.
По последним данным Росстата, в июле по сравнению с июнем средние цены производителей муки и круп выросли на 9,1%. Тогда как в целом индекс цен во всей промышленности поднялся на едва заметные 0,7%. В обработке всех видов продовольствия — на 1,7%. Фактически цены в большей части промышленности либо стояли на месте, либо даже падали. Что, кстати, промышленный рост не стимулирует, так как кто будет вкладывать деньги в дешевеющую продукцию? Перли как на дрожжах только цены в мукомольно-крупяной и табачной промышленности (там вообще июльский рост перемахнул 13%-ный рубеж, так что не за горами и подорожание сигарет).
Оптовая и розничная торговля, естественно, тут же отреагировала. Хлеб и молоко долго на складе не продержишь. Руководители ряда московских хлебозаводов признались корреспондентам “МК”, что в июле — начале августа мука подорожала вдвое. Мукомолы, в свою очередь, кивали на поставщиков зерна — июльское подорожание — минимум на треть. Вот хлеб и подорожал. Его конечная цена до 40% зависит от стоимости именно муки.
Правда, как выяснили корреспонденты “МК”, хлеб рос в цене не сплошным фронтом. Все зависит от вида торговой точки. Рекордсмены — магазины шаговой доступности. Так, в одном из них “МК” зафиксировал по сравнению с более или менее неизменной ценой в марте-июне 22%-ный скачок цены (см. таблицы 1—2).
Директор магазина развел руками: “За последние две недели получил от поставщиков уже два письма с требованием поднять хлебные цены минимум на 20%!” Также магазины шаговой доступности лидируют в повышении цен на молоко (в среднем на 11%), гречку (тоже +11%), муку (+10%), сахар (+5%). И это еще не самые худшие показатели. Эти данные рассчитаны по показателям магазинов, которые, как правило, просто следуют требованиям поставщиков. Там же, где проявляют еще и собственную инициативу, может быть еще хуже: “МК” выявил магазины шаговой доступности, в которых, например, молоко подорожало за последние две недели на 25%! Еще немного, и правительство получит право административно ограничить цены (порог — 30%).
Немного спокойнее ценовая ситуация на продовольственных рынках. Хлеб там подорожал в среднем на 13%, мука и гречка — на 11%, молоко — на 9,3%. Сахар пока держится на прежней цене.
Торговые сети, обладающие современной логистикой, могут пока вообще придерживать цены. Так, в “Пятерочке” батон “Нарезной” по состоянию на 14 августа продавался по той же цене. Но в других сетях хлеб все-таки дорожает. И достаточно прилично — в среднем на 16%. Но самое главное, что менеджеры торговых сетей не скрывали в беседах с корреспондентами “МК”, что вскоре ценовая гонка на ведущие продовольственные товары захлестнет и их. И, видимо, уже в сентябре будут дорожать не только мука, гречка и молоко, но и яйца, куры, картофель. Засуха и бескормица дойдут и до этих продуктов.
Ну а пока отметим рекордсмена из рекордсменов ценового марафона. В Нижнем Новгороде (см. таблицы 3—4) гречка подорожала в 2,5 раза!
Испепеляющее дыхание цен
Но, может быть, ценовое цунами уже сделало свое дело, и теперь готовиться к новой волне не стоит? Вряд ли. Во-первых, окончательный ущерб от засухи еще не подсчитан. Во-вторых, как бы ни насылало правительство на сельхозпроизводителей и продавцов ФАС, неизбежный “пожарный” ажиотаж будет толкать цены вверх. И самое главное, премьер Владимир Путин выбрал крайне неудачное время для публичного объявления зернового эмбарго. К 1 августа, по данным Зернового союза, переходящие запасы зерна в России составляли более 21 млн. тонн. Из них 9,5 млн. тонн в государственном Интервенционном фонде. До 1 сентября российские экспортеры должны были поставить в ряд стран всего лишь 1,4 млн. тонн. Вступивший в силу 15 августа запрет на вывоз зерна сорвал эти поставки. Но дело даже не в репутации российских экспортеров и государства. В июле мировые цены на зерно и так выросли на 32%. После эмбарго Путина они подпрыгнули еще на 50%. И хотя сейчас ценовые показатели немного отыграли назад, факт остается фактом — осенью и зимой России придется выживать с куда более дорогим зерном, чем до засухи. Конечно, ориентирующихся на мировые цены отечественных поставщиков зерна можно еще раз припугнуть ФАС. И они цены попридержат. Но для зарубежных производителей ведомство Игоря Артемьева не указ. Минсельхоз недавно предположил, что для достижения зернового баланса придется закупить за границей (в основном в Казахстане) 2,4 млн. тонн зерна. В принципе импорт зерна из Казахстана и Украины никогда и не прекращался, но впервые в постсоветское время зерновой профицит сменится дефицитом. Ведь до 1 января 2011 года зерновой экспорт будет запрещен. Вряд ли даже таможенный союзник будет поставлять зерно не по мировым ценам.
Но и это еще не самое опасное. Несмотря на прежний экспорт зерна, Россия остается нетто-импортером продовольствия. По ряду позиций, например молочным продуктам, Россия — четвертый импортер в мире. Нетрудно предположить, что глобальный скачок зерновых цен неизбежно скажется и на подорожании мяса и молока. Достаточно вспомнить осень 2007 года, когда из-за снижения госдотаций европейским молочникам евросыры и евромасло подорожали в России сразу на 25—30%.
Так что настоящий, то есть всеобъемлющий, рост цен на продовольствие ждет россиян к новому, 2011 году. “МК” будет следить за ценами.
РОССТАТ КОНСТАТИРУЕТ
По последним данным Росстата, хлеб с 27 июля по 2 августа подорожал на 0,2%, с 3 по 9 августа — на 0,4%, а с 10 по 16 августа — 0,9%. Молоко росло в цене с 3 по 16 августа на 1,2% в неделю. В итоге инфляция к 16 августа достигла 5,7%, прибавив за две недели 0,2%.