Кризис только подтолкнул наши финансовые учреждения к тому, чтобы вводить новые услуги дистанционного обслуживания более быстрыми темпами. Это позволяет экономить на расходах на персонал, поскольку все операции можно осуществлять непосредственно из дома.
О росте популярности интернет-банкинга лучше всего говорят цифры. Так, Московский банк Сбербанка России за I полугодие увеличил число клиентов, подключенных к системе интернет-обслуживания, в 9 раз — с 230 тыс. человек до 2,125 млн. человек. Госбанк обещает перевести 70% операций на удаленные каналы обслуживания. В Альфа-банке в прошлом году количество клиентов, пользующихся интернет-банкингом, увеличилось с 420 тысяч до 750 тысяч. “Количество пользователей интернет-банкинга будет ежегодно увеличиваться как минимум в 2—3 раза в перспективе ближайших трех лет. К 2014 году услугами интернет-банкинга будут пользоваться около 35 млн. человек”, — полагает эксперт независимого аналитического агентства “Инвесткафе” Александра Лозовая.
Набор операций, которые сейчас можно осуществить из дома, стандартный: это оплата услуг ЖКХ, мобильной связи, кредитов, перевод средств с одного счета на другой, управление своими счетами. Один из плюсов интернет-банкинга в том, что делать это можно из любой точки мира, если там есть доступ во Всемирную Сеть. Причем банкиры говорят о том, что защищенности клиентов интернет-банкинга уделяется повышенное внимание. “Вся идея интернет-банкинга фактически построена на основе защищенного канала управления, поэтому риски здесь практически сведены к нулю. Мы говорим “практически”, поскольку остается вероятность человеческого фактора, то есть рассеянности или невнимательности самого пользователя, который может не закрыть окно личного кабинета в интернет-кафе или передать логин и пароль третьим лицам”, — говорит руководитель отдела некредитных продуктов для частных клиентов Банка Сосьете Женераль Восток Александра Ерошичева.
Еще одно важное качество интернет-банкинга в том, что операции можно осуществлять в любой момент времени — круглосуточно, а в случае возникновения вопросов можно проконсультироваться со службой поддержки банка. Так что, если внезапно закончились деньги на мобильном телефоне, вовсе не обязательно бежать на улицу и искать терминал. Можно спокойно сделать это из дома. Точно так же не надо тратить время на поход в банк, чтобы перевести деньги на другой счет, например, родственникам в другом городе. Это тоже делается через Интернет. Причем вовсе не обязательно, чтобы счет находился в том же самом банке, — деньги можно перевести на любой счет в другом банке. “Для любых денежных переводов клиент должен связаться с банком с помощью круглосуточной службы поддержки. Это нужно для активации получателя, после чего все переводы можно делать самостоятельно”, — говорит руководитель управления электронного бизнеса Ситибанка Мария Лагутина. Интернет-банк необходим и для тех, кто играет на фондовой бирже, — с помощью этой системы можно в любой момент пополнить брокерский счет.
Банки стимулируют переход своих клиентов на дистанционное обслуживание и с помощью снижения тарифов. “Операции через интернет-банкинг значительно дешевле, чем в отделениях банка”, — говорит управляющий филиалом банка “Уралсиб” Денис Горбунов. Владельцы международных банковских карт могут совершать платежи в системе, даже не посещая офис банка. Для этого достаточно ввести на сайте реквизиты карты. Правда, пока оплатить можно только сотовую связь, Интернет, ТВ и коммунальные услуги. Банкиры говорят о том, что у интернет-банка огромные возможности, которые широко распространены на Западе, а их появление в России — лишь вопрос времени. “Это планировщики бюджета, анализ трат, домашняя бухгалтерия, тесно интегрированная с платежными возможностями интернет-банкинга. То есть возможность посмотреть, какие расходы были в течение месяца и на что конкретно средства были потрачены. Исходя из этих данных, можно планировать свой бюджет более рационально и запланировать платежи, которые потом будут производиться автоматически”, — заглядывает в будущее начальник Управления развития каналов самообслуживания блока “Розничный бизнес” Альфа-банка Владимир Урбанский. В России сейчас этот сервис не очень востребован, потому что люди предпочитают расплачиваться наличными, используя карту в 10—30% случаев. Однако по мере развития пластиковых карт и интернет-банкинга, которые связаны друг с другом, онлайн-сервисы банков будет предоставлять все больше возможностей, и можно сказать, что в распоряжении пользователей появится целый мини-компьютер банковских возможностей.
Через интернет-банкинг уже сейчас можно делать все больше операций, кроме таких, как подписание документов на страхование жизни либо инвестиционных документов, которые в силу законодательства требуют физического присутствия человека. “Хорошо проработанный закон о цифровой подписи значительно бы упростил эти процессы”, — рассуждает Лагутина. Правда, такого уровня проникновения этого сервиса, как на Западе, мы достигнем еще не скоро. Урбанский говорит, что в Норвегии и Швеции интернет-банкингом охвачено до 70% населения.
У стремительного развития этого направления может быть и еще одна неожиданная сторона. Массовое распространение интернет-банкинга может существенно изменить ландшафт банковской системы. “Развитие этого направления может привести к уходу с рынка банков с разветвленными розничными сетями. Дотянуться до потребителей банки смогут гораздо эффективнее через виртуальную сеть Интернета. Развитие интернет-банкинга будет способствовать снижению издержек банков, удешевлению их услуг и, как следствие, росту эффективности банковского сектора и экономики в целом”, — прогнозирует начальник аналитического управления Банка Корпоративного Финансирования Максим Осадчий.