Летний отдых “отдыхает”

Кризис лишил многих россиян возможности путешествовать

Кризис лишил многих россиян возможности путешествовать

Массовый туризм — броская, характерная примета современной цивилизации. Если в XVIII веке позволить себе путешествовать для развлечения могли только аристократы, а в XIX — буржуа, то в XX веке поездки по своей стране и по миру стали доступны и для среднего класса. Прогресс в транспорте и общий рост уровня жизни превратил путешествия в хоть и накладное, но вполне посильное дело и для тех, кого по материальному признаку к “середнякам” не отнесешь. В СССР туризм, в основном внутренний, стал развиваться в 1960-х годах, а падение железного занавеса превратило россиян в завсегдатаев (пусть и не всегда желанных) как самых известных и почитаемых, так и самых отдаленных и экзотических уголков планеты. Вот только доля тех, кто может позволить себе турпоездки, сегодня существенно меньше, чем двадцать лет назад.

Всего лишь около 10% ныне живущих россиян, несмотря на открытые границы, бывали хотя бы однажды за рубежом (республики бывшего СССР, понятно, не считаем). Из тех же, что бывали, заметим, значительную часть составляют не отдыхающие, а представители малого бизнеса, для которого поездки в Китай, Японию, Польшу — не развлечение, а способ добыть хлеб насущный. Но одновременно резко сократился и внутренний туризм, опустели маршруты “Золотого кольца”, экскурсионные туры по Волге и проч. Причина очевидна — в годы экономического кризиса и отпуск-то удавалось брать далеко не всем, не говоря уже о том, чтобы провести его вдали от дома. Резко упал уровень жизни, развалилась профсоюзная система, позволявшая отдыхать в санатории или на берегу моря за смешные деньги.

Опрос ВЦИОМ, проведенный в 1990 г., показал, что потенциальные путешественники лишь в 6% случаев выбирали место отдыха по финансовым соображениям, гораздо важнее казались климат (39%) и обещаемый уровень комфорта (14%). Сегодня же цены на товары и услуги принимают во внимание втрое чаще — 17%, т.е. материальный критерий вошел в первую тройку, наравне с комфортабельностью и лишь немного отставая от климата. А если противопоставить жестко — с одной стороны цены на путевку, а с другой — собственно содержание отдыха, то получим следующую картину: в 1990-м цены были важнее для 30%, сегодня — для 49%; содержание же отдыха прежде ценили 49%, а сегодня — только 33%.

Есть и другие существенные сдвиги. Рыночные реформы резко усилили динамизм жизни, сегодня мало кто может позволить себе “лежать на боку” — надо “бегать, крутиться”, а от этого сильно устаешь. Как результат, главный приоритет в выборе типа отдыха — “тишина и покой”, его выбирают 42% россиян, а двадцать лет назад было в полтора раза меньше. Зато вырос и другой мотив — “общение, встречи с интересными людьми” (в 1990 г. их выбирали 18%, сейчас — 29%). Вероятно, мы имеем дело с попыткой компенсировать на отдыхе такое явление, как замыкание в узком диапазоне родственных и профессиональных связей. Это замыкание, как и дефицит межличностного доверия, очень характерно для нашего общества постсоветской поры. Сегодня у среднего россиянина насчитывается не больше 2—3 друзей, а основное общение идет в кругу семьи.

На этом фоне в лучшую сторону выделяются самые молодые, они существенно более коммуникабельны и адаптированы, и именно в этой группе возможность общения пользуется наибольшим приоритетом при выборе места и способа отдыха (на это указывают 44% в группе 18—24-летних), второй по значимости для них мотиватор — это возможность увидеть что-то новое и необычное. Ну и последний в списке, но не по значению, мотив: возможность на отдыхе развлечься по своему выбору и желанию. При этом молодым хочется быть со вполне определенными людьми, прежде всего — со сверстниками, об этом говорят 20%.

Старики, естественно, видят идеальный отдых совсем иначе. Две трети из них главным считают тишину и покой, еще треть — возможность укрепить здоровье, пройти курс лечения. У наших пенсионеров не только не хватает денег на познавательные и развлекательные путешествия, такие популярные среди их американских и европейских погодков, но не остается на них моральных и физических сил. К этому времени у большинства из них исчезает тяга к общению, познанию нового, развлечениям. “Западники” работают и копят деньги, чтобы на пенсии отдыхать, радоваться жизни. А у наших более старших соотечественников, получается, сил и средств хватает только на то, чтобы элементарно доживать и выживать?

Но вернемся к тому, как мы представляем идеальный отдых. Безусловный лидер здесь — пляж. И его отрыв от других видов отдыха только растет: пять лет назад его бы выбрали 30% опрошенных, сегодня — уже 38%. Дальше идут три почти равновеликих типа отдыха: лечение в санаториях, познавательно-экскурсионные поездки и походы — пешие, велосипедные, байдарочные и т.п., а также охота и рыбалка.

Главные почитатели пляжа — самые молодые, среди них хотели бы загорать, валяться на лежаке и плавать 69%. И вновь возрастные различия диктуют предпочтения по типу отдыха: среди пенсионеров на пляж собираются только 8%, им хочется в санаторий (33%), на дачу (20%) или же… остаться дома! Такой выбор сделал каждый третий опрошенный в возрасте старше 60 лет, хотя вопрос специально был сформулирован: “если не задумываться о финансовых ограничениях”.

Возрастной консерватизм — явление широко распространенное, но не до такой же степени! Похоже, мы имеем дело с чрезмерно заниженной планкой потребностей, с привычкой к скудному и неинтересному образу жизни, которую уже не спишешь на передряги и психологические травмы рыночных реформ.

Еще один интересный штрих к портрету старшего поколения: 61% пенсионеров выбирает в отдыхе “привычное и проверенное”, лишь 1% — “новое, даже с элементами риска”. Среди самых молодых рисковать готовы 29%, а завзятых консерваторов всего 13%. И снова — различия слишком велики, чтобы списывать их только на возраст. Видимо, причина в совершенно разном жизненном настрое, мировоззрении и мировосприятии двух поколений. Неслучайно в средних возрастных группах (от 25 до 59 лет) наблюдается смесь, как бы разбавленный коктейль этих двух предельно полярных типов.

Но планы планами, а жизнь вносит свои ограничения, и в части отдыха они оказываются довольно существенными. Так, отдохнуть на даче этим летом хотели бы только 8% россиян, а реально планируют — 19%. Дома хотели бы остаться 18%, а останутся, скорее всего, втрое больше — 55%. Зато за границей побывают лишь 5% (хотели бы 29%), на Черноморском побережье — 10% (хотят в два с половиной раза больше), а в Крыму — 2% (хотят в пять раз больше). И дело не в любви к исконной русской “dacha” и тем более не к родному дому. 57% “домоседов” говорят о нехватке денег на отдых. Интересно, что этот мотив часто — в трети случаев — выбирают даже относительно обеспеченные люди, те, кто оценивают свое материальное положение как хорошее или очень хорошее.

Вероятно, дело в том, что отдых нам обходится довольно дорого, и эта дороговизна продолжает расти. Пять лет назад средний отдыхающий планировал потратить за отпуск 11 465 рублей. В предкризисном 2008-м планка поднялась до 15 632. В этом году она вновь выросла — до 16 207 рублей (а в самой высокодоходной группе — даже до 22 тысяч с лишком). Отдых нужен всем, но не всем он по карману. В том числе и семьям с детьми — 38% из них в этом году останутся дома…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру