В марте нынешнего года Юрий Лужков пожаловался, что Москва перестала получать от федерального центра деньги на строительство дорог.
— Из года в год все меньше и меньше — до обнуления! — заявил мэр. — Москва перестала получать деньги и на метрополитен… Поэтому вопросы о пробках в Москве я прошу адресовать министру финансов Алексею Кудрину…
На прошлой неделе глава Минфина в свою очередь обвинил власти столицы в том, что они якобы не выделяют средства на строительство дорог в Москве, хотя имеют на то финансовые возможности. По мнению Кудрина, в последние десять лет средства бюджета Москвы выросли в четыре раза, но средства, выделяемые на городские дороги, так же, вчетверо, не увеличились.
— Значит, — предложил Кудрин, — получаемые средства Москва направляла на другие цели.
— К сожалению, мы не в первый раз убеждаемся в том, что господин министр финансов не умеет считать, причем даже в тех случаях, когда речь идет не о сложных математических действиях, а о простой арифметике, — заявил пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой.
А первый заместитель Юрия Лужкова в московском правительстве Юрий Росляк сказал, что, во-первых, бюджет Москвы вырос за 10 лет не в четыре раза, а в 5,4 раза, а во-вторых, на строительство дорог в Москве только за минувшие два года было израсходовано более 140 млрд. рублей, плюс на метро за тот же период — около 60 млрд.
— Этот отчет, — напомнил Росляк, — имеется в Минфине…
Сейчас в этот спор неожиданно вмешался Сергей Алексашенко — экс-первый зампред Центробанка России, а ныне директор по макроэкономическим исследованиям ГУ ВШЭ. В своем блоге в ЖЖ он обвинил Кудрина в том, что не Лужков, а именно глава Минфина направляет госсредства не на строительство дорог, а на спасение банков.
“Не знаю, в какие там банки вносил бюджетные деньги Юрий Михайлович, а вот про Алексея Леонидовича хорошо все известно, — утверждает бывший банкир. — Он является председателем наблюдательного совета банка ВТБ (не путать с ВТБ-24), который, как нетрудно догадаться, стал основным получателем бюджетных денег в период кризиса”.
По утверждению Алексашенко, осенью 2008-го ВТБ получил 200 млрд. рублей в виде кредита из Фонда национального благосостояния (т.е. от того же Минфина), а весной 2009-го — еще 280 млрд. уже напрямую из бюджета.
“По странному стечению обстоятельств, — делает вывод Алексашенко, — общая сумма, полученная ВТБ, оказалась почти равной сокращению программы финансирования дорожного строительства в 2009 году — с 600 до 200 млрд. рублей, т.е. пришлось еще кого-то сократить ради любимого детища”. Радио “Свобода” обратилось к экс-банкиру за разъяснениями.
— Мою резкую позицию вызвала фраза Алексея Леонидовича (Кудрина. — А.Б.), сказанная в адрес Юрия Михайловича Лужкова, — сказал Сергей Алексашенко. — Я не могу сказать, что сильно люблю Юрия Михайловича, но я, честно говоря, не слышал о поддержке, которую он оказывал банкам. А то, что Алексей Леонидович оказывал поддержку тому банку, в котором он является председателем наблюдательного совета и за результаты деятельности которого несет непосредственную ответственность, это точно было. Деньги были огромные. Кудрин утверждает, что Лужков, вместо того чтобы строить дороги, помогает банкам. Но Кудрин делает то же самое. В русском языке есть такое выражение: в чужом глазу соринку видит, в своем — бревна не замечает…