Слабое звено

От чего лучше отказаться российским частным инвесторам?

От чего лучше отказаться российским частным инвесторам?
Дискуссия о том, будет ли у кризиса вторая волна, идет с конца 2008 года. “ЭВ” же решил накануне сезона отпусков понять: какие из популярных в России инструментов инвестирования окажутся под ударом в том случае, если вторая волна кризиса все же накроет мир?

Валюты: игра в поддавки

Евро достиг минимума за полтора года, пробив уровень 1,26 к доллару и 38 рублей — к рублю. Между тем Саймон Деррик из Bank of New York Mellon отмечает, что падение евро ниже 1,30 доллара может повлиять на поведение управляющих мировыми инвестиционными и пенсионными фондами, которые считали евро резервной валютой. По его словам, сравнение роста резервов (по данным МВФ) с изменением курса евро к доллару показывает, что они покупали евро в среднем по 1,2877 доллара. Чтобы “не упустить момент, когда он начинает терять деньги”, управляющие теперь будут крайне внимательны и осторожны при покупке евро, говорит Деррик. О том, что произойдет, если управляющие мировыми инвестиционными и пенсионными фондами, являющиеся крупнейшими игроками на рынке, начнут избавляться от подешевевшего евро, аналитики даже думать не хотят. Хотя, впрочем, отмечают, что бегство от евро в другие валюты почти бессмысленно — “все хуже”.  

В самом деле, куда бежать? В доллар? Но катастрофа в Мексиканском заливе, где из-за аварии на шельфовой добывающей платформе BP в море вылилось огромное количество нефти, ставит под сомнение ближайшие перспективы экономики. Дело даже не в ценах на нефть, которых едва поднимающаяся на ноги американская экономика может и не выдержать. Катастрофа показала небезопасность самого метода шельфовой добычи. Администрация Барака Обамы уже потребовала от компании разъяснений, и эксперты со страхом ждут, что будет остановлена сама добыча в Мексиканском заливе. Сами нефтяные цены, кстати, падают с небольшим перерывом с начала мая, но в основном из-за роcта доллара, что подчеркивает их спекулятивный характер. И хотя валютные аналитики видят еще потенциал падения евро относительно доллара, рассчитывать на установления курса в 0,85 доллара за евро, существовавший при рождении новой валюты, все же не рекомендуют.  

Про иену и говорить не стоит: долги Японии куда как тяжелее европейских или американских — сегодня они достигают двух годовых ВВП страны, и правительство страны продолжает кидать в топку кризиса огромные суммы. Сейчас по уровню долга Япония находится на 2-м месте в мире — впереди только Зимбабве, в то время как США лишь на 42-м месте.  

С другой стороны, как предупреждает экономист Александр Осин, проблемы Греции в ЕС далеко не самые тяжелые по сравнению, например, с проблемами Испании, Ирландии, Италии. Хотя, по его мнению, долговой кризис ЕС в среднесрочном и долгосрочном плане невыгоден ни одной из ведущих стран мира, так как сдерживает их собственное восстановление.  

На рубль надеяться тоже не стоит: крепость российской валюты обеспечивается уверенностью в скором выходе из кризиса и повышении спроса на нефть. Недаром в минувшую пятницу к вечеру, когда паника из-за проблем еврозоны охватила все мировые биржи, рубль начал снижаться даже относительно евро.

Недвижимость: неуверенный рост

Рынок жилья в России, как любят говорить аналитики, “демонстрирует разнонаправленную динамику”. В Москве и Подмосковье — довольно активный рост, в Петербурге и Ленинградской области — чуть меньше, а, например, в Нижнем Новгороде до сих пор продолжается падение цен. Сами участники рынка подтверждают, что рынок ожил, но особых рекордов от него не ждут: цены вырастут максимум на величину реальной потребительской инфляции.  

И тому есть объяснение: рынок российской недвижимости сейчас мало интересен инвесторам. Потому что им кажется, что при политических рисках и неразвитости защиты собственности, как у развивающихся стран, Россия имеет столь же низкий потенциал экономического роста, как у стран развитых. Грубо говоря, “премия за риск” инвестору не светит.  

Есть и еще одно опасение: российский рынок недвижимости падал неравномерно. В то время как в регионах нередко цены складывались в разы, столичная недвижимость, например, потеряла не более 40% своей цены, по самым мрачным оценкам. Между тем в большинстве стран, где наблюдался строительный бум, наибольшие потери понесли именно те сегменты, которые до этого были инвестиционно привлекательны. “Мы видим, что из Москвы уехали провинциалы и гастарбайтеры — значит, стало невыгодно покупать дешевые квартиры для сдачи их в аренду. Мы видим, что в разгар кризиса из Москвы уехало множество иностранных представителей инвестиционных компаний — значит, стало невыгодно покупать для сдачи в аренду элитные квартиры. Но мы не видим особого падения в сегменте экономкласса и элитного жилья, зато видим серьезное падение бизнес-класса, в котором жили московские “белые воротнички”, которые никуда не уехали”, — недоумевал в разговоре с автором этих строк один из западных аналитиков в прошлом году. Иностранцу сложно было понять, что недорогие квартиры нередко сдают приезжим тещи и свекрови (которые на время переезжают к молодым), а большая часть столичной элитной недвижимости куплена нефтяными “генералами” и чиновниками для своих обитающих в Лондоне детей “на всякий случай”.  

Но столь нехарактерное поведение российских собственников недвижимости не дает возможности прогнозировать их дальнейшее поведение. А без прогноза инвестировать нет смысла. Именно рынок недвижимости может оказаться вторым (после рубля) пострадавшим случае второй волны кризиса, предупреждают эксперты: слишком тонка здесь прослойка покупателей, которых во многом подстегивают либерализация выдачи ипотечных кредитов и постоянно внушаемая мысль о том, что “дешевле не будет”.

Фондовый рынок: рисковое дело

Хотя индекс РТС с самого января 2009 года непрерывно рос, можно заметить, что темпы этого роста начали притормаживать уже с осени прошлого года. Сейчас рынок падает, и индикаторы на дневных и недельных графиках не дают надежды на скорое восстановление. Но для настоящего биржевого спекулянта это не беда: заработать можно и на падении акций.  

Однако здесь есть своя опасность: как показал опыт 2008 года, в любой момент регулятор рынка, ФСФР, может запретить т.н. короткие продажи (когда акции берутся в долг у брокера, продаются, а затем откупаются по более низкой цене). Правда, игроки надеются, что подобный запрет, если и последует, не будет ни преждевременным, ни чересчур долгим. Дело в том, что, опробовав эту тактику в 2008 году, ФСФР перестраховалась, и в результате довольно большое количество инвесторов перешли на западные площадки, прежде всего в Лондоне и Нью-Йорке: там можно играть большинством популярных российских акций (либо производными от них, что еще удобнее), а также акциями многих компаний мира. В том числе и “голубыми фишками” мирового уровня. Некоторые специалисты считают, что сейчас цены на них достаточно привлекательны для долгосрочного инвестирования. Беда только в том, что и зарубежные регуляторы почувствовали вкус запрета шортов. Так что в случае второй волны кризиса может оказаться, что вы останетесь со стремительно дешевеющими деньгами на счетах и еще более стремительно дешевеющими акциями — и без всякой возможности заработать на падении рынка.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру