Предприимчивые европейцы давно догадались — куда дешевле взять яхту в аренду, чем копить на лодку всю жизнь. Прокат яхт и катамаранов (разновидность яхты) — самый доходный бизнес в приморских городах Европы. И самый популярный вид отдыха. Преимуществ у него как минимум два — вы каждый день открываете для себя новый порт, город, а то и страну. Днем можно устраивать пикники на диких берегах, а вечером ужинать в ресторанах. А что может быть романтичнее, чем провожать закат на палубе! Другое преимущество — цена. Это довольно недорогой отдых, доступный не только представителям среднего класса. Тем более после кризиса цены на аренду яхт заметно упали.
Стоит небольшая лодка на 2—3 человека в неделю около 900 евро. А если разбить сумму на компанию из 4—6 человек — получается очень бюджетно. Не умеете сами управлять яхтой, возьмите шкипера, его оплата составляет в среднем 125 евро в сутки.
Еще один способ почувствовать себя олигархом — поехать отдыхать флотилией яхт или любительской регатой. В этом случае вы покупаете каюту, а не всю яхту, но зато и приключений в большой компании куда больше, чем при уединенном отдыхе. Регата вовсе не подразумевает спортивные гонки на выживание. Вы можете принимать участие в заездах на скорость, а можете дрейфовать, главное — следовать общему намеченному маршруту.
— Любительские регаты — один из самых популярных видов отдыха в России за последние годы. Спрос на них не падает даже во время кризиса, — рассказывает организатор российской парусной регаты Михаил Савельев. — Куда приятнее пожить в “плавучем отеле”, пережить массу новых эмоций, научиться вязать морской узел и узнать, что такое “гик”, чем лежать как овощ в скучном “все включено”.
Стоит участие в регате всего на 200—300 евро дороже, чем путевка в средний турецкий отель, — 1800 евро на неделю. Сюда входит 3—4-разовое питание, перелет и развлекательная программа. Если три года назад у нас участвовало 14 лодок, то сейчас — 30. Но и этого не хватает для всех желающих.
Особенно популярны сегодня корпоративные регаты — когда команда какой-то компании выезжает на яхтах за границу. Воспоминания о таком отдыхе останутся на всю жизнь.
Состоятельные люди в последнее время устраивают регаты в собственные дни рождения или организовывают гостям “пиратское похищение”.
— Во время нашей регаты туристы как бы участвуют в Олимпийских играх, — продолжает Михаил. — Победителям дарят кубки, майки с символикой регаты, а за два призовых места — путевки на настоящую спортивную международную регату.
— Для участия нужно уметь управлять яхтой?
— Нет. На яхте есть капитан, он управляет. Остальные члены команды — “матросы” — могут ему помогать (перетягивать канаты, например), но могут и не делать ничего. Девушки обычно просто ходят по палубе — исправляют таким образом своим весом крен. Вечером яхты заходят в порт, все команды идут на ужин в ресторан, где их ждет еще и развлекательная программа. Экскурсии оплачиваются отдельно, так как вкусы и пожелания у каждого туриста особые. В каждой регате принимает участие от 25 до 30 лодок.
Раньше в капитаны мы брали профессиональных спортсменов, но в последнее время отдаем предпочтение любителям, опытным яхтсменам со стажем. Они в отличие от спортсменов ходят более спокойно. А для нас безопасность на первом месте.
— Что еще делается для безопасности?
— В отличие от спортивной регаты здесь нет жесткой гонки. Каждое судно оснащено спутниковой системой навигации, так что потеряться или заблудиться невозможно. Плюс всех туристов страхуют. В случае если кому-то на борту станет плохо в море, есть спасательные вертолеты. По международным правилам ВМС обязаны бесплатно оказать помощь людям на судах при сигнале “May Day” — это общепринятый сигнал тревоги.
Так что денег с вас за транспортировку вертолетом не возьмут. А вот если что-то случится с судном, действуют другие правила. В 2007 году был принят закон, согласно которому решение о спасении принимает офицер — ответственное лицо на берегу. Пока этот человек будет думать, спасательная операция не начнется. При положительном ответе по факсу от судна, терпящего бедствие, присылается контракт на спасение. По закону спасатели получают 50% от стоимости груза или самого судна, спасая его. Но если они прибудут на место слишком поздно, получатся, что съездили они впустую.
Что касается безопасности, в Израиле нас сопровождал эсминец. В этой стране есть радар, который контролирует всю акваторию от Египта до Сирии. Еще в нейтральных водах нас по радио стали допрашивать: кто вы? по какому маршруту идете? Даже номера виз мы зачитали.
Ночью спим. Вдруг из темноты — яркий прожектор и голос по громкоговорителю: всем выйти на палубу с паспортами! Израильский пограничный катер. Выстроили нас в ряд, допросили. Мы все тогда подумали об одном: выглядим как контрабандисты из боевика!
— У яхтсменов с визами проблем меньше, чем у тех, кто путешествует по суше?
— Это правда. Почему-то к яхтсменам отношение визовых служб не такое настороженное, да и практически со всеми министерствами туризма у нас есть личные отношения и договоренности. В Англии на таможне девушка-офицер, узнав, что мы идем на яхтах, сказала: здорово, у меня тоже лодка стоит в Портленде! А министр по туризму Хорватии — сам заядлый яхтсмен и всегда нам дает “зеленый” свет.
Бывают, конечно, и казусы. К примеру, яхтсмены любят непризнанную республику Северный Кипр — там есть очень интересные места, да и исторически эта зона считается привлекательной в плане туризма. Именно здесь расположены самые красивые пляжи, здесь же находится знаменитый город Фамагуста, чьи укрепления были спроектированы самим Леонардо да Винчи. Город до прихода турков был самым популярным кипрским курортом. Но если у туриста в паспорте стоит штамп непризнанной республики, на греческий Кипр, как и в саму Грецию, вам ход заказан. А вот в Турцию — пожалуйста.
В Израиле до отмены виз нам устроили серьезную проверку. Мы отвечали на кучу вопросов, но этого израильтянам показалось мало, и нас проверили еще раз — в Герцлии (город между Тель-Авивом и Натанией). Там нас допрашивала чернокожая еврейка на английском. Все как обычно при такой процедуре. Мы между собой переговаривались и шутили на русском, уверенные, что нас не понимают. И вдруг по окончании анкетирования девушка поворачивается и спрашивает по-русски: Ну, как там дела, на родине? Оказалось, у нее мама русская.
— Дайте советы новичкам — как избежать морской болезни?
— Обычно на палубе качка не чувствуется, ведь судно в движении. Вот когда лодка стоит, тогда качка заметна, так же как и на нижней палубе, в каюте.
— Мы на регате уже отметили четыре свадьбы, — продолжает Михаил. — Люди же сюда едут в отпуск, в надежде завести какие-то романтические знакомства. А такое испытание, как регата, очень сближает людей. У нас кипели настоящие бразильские страсти. Было такое, что один капитан увел жену у другого капитана. Было, когда соперники с двух соревнующихся лодок полюбили друг друга. Недавно они стали родителями.
Социальные границы на яхте тоже стираются — никому не важно, кто ты и сколько у тебя денег. Да и одеты все — шорты да майки, не до понтов. Дамы, правда, в последнее время стали по вечерам наряжаться.
— А как же примета про женщин на судне — не работает?
— Без женщин будет неинтересно! Да и у моряков других примет хватает. Чайки сели прямо в воду — жди хорошую погоду. Еще одна — перед выходом в море надо помыть палубу. Судно, оно ведь как девушка — выходит в море как на свидание, значит, должно быть во всей красе.
Примета — нельзя выходить в плавание в пятницу. Это уже мы сами придумали. Просто наши туристы прилетают обычно в пятницу, и этот день считается “разгрузочным” — все знакомятся, выпивают, а уже утром выходят в море.
У каждой яхты уже есть имя, данное владельцем. Но команды иногда называют лодку по-своему. Как ни странно, яхта всегда ведет себя соответственно имени. Так что никто не рискнет назвать судно “Топор”.
А вообще за несколько лет увлечения яхтингом я понял — если относиться к судну и к морю как к живым существам, они тебе отвечают взаимностью. Вот однажды во время регаты мы попали в сильный шторм — волны по 4 метра были. Я сел на корму и стал уговаривать море уснуть, дать нам продолжить регату. И знаете — успокоилось.
Регата — возможность увидеть уникальные места, которые вы вряд ли посетите по путевке, потому что массовых туров туда попросту нет.
— Мы заходили в турецкий город Каунас, вымерший из-за малярии. Это настоящий город-призрак — в магазинах висят старые вещи, в домах столы накрыты. Уникальное место, — рассказывает участница турецкой регаты Лидия Дробыш.
Турецкий Дальян — тоже любимое место яхтсменов. В этих местах множество узких проливов вдоль скалистых берегов, на которых сохранились развалины греческих городов, ликийские наскальные гробницы. А еще там есть самый длинный пляж, куда приплывают черепахи.
Однажды мы плыли — и за нами увязалась стая дельфинов. А еще яхта дает возможность зайти в узкие проливы, пещеры, бухточки и обнаружить такие виды, которые ни с Большой земли, ни с воздуха не увидишь.
— В прошлом году мы возили туристов по маршруту Антигуа — Барбуда — Гваделупа, — продолжает Михаил. — Антигуа — колыбель британского парусного спорта, здесь же находится база, построенная еще самим адмиралом Нельсоном. Здесь проводятся винтажные регаты на яхтах, которым по 250 лет. А природа просто изумительная — тропические джунгли, водопады.
Барбуда — это остров, который представляет собой гору песка в море. Все его население — человек 800, не больше. В глубине есть соленое озеро, где гнездятся редкие птицы фрегаты. А еще там есть уникальный пляж из розового песка длиной 18 километров. На песке разбросаны огромные раковины. У меня уже 7 таких дома.
Вечером пляж весь был в нашем распоряжении — мы поставили столики со свечами, повара приготовили нам ужин из омаров и рома с лимонным соком (бумбо). Этот коктейль известен еще со времен пиратов.
Гваделупа — уже другое государство, и виза туда нужна отдельная — это территория Франции. Здесь снимали “Пиратов Карибского моря”, а еще эта страна является главным поставщиком всех овощей и фруктов в Европу. Туристов она привлекает неземными пейзажами — алое небо и черный вулканический песок. Здесь есть старинный город в каньоне, войти в него можно только по морю. Для этого надо проплыть узкий коридор из отвесных белых скал — и попадаешь в крепость ХII века. Здесь было убежище пиратов, так как с земли найти крепость было непросто, а попасть внутрь почти невозможно.
Итальянские регаты тоже богаты на экскурсии. Одна Генуя и Портофино — город итальянской аристократии — чего стоят! Плавали мы и на Сицилию — родину мафиози. Там до сих пор все мужчины и женщины носят черное, а девушкам появляться на улице без сопровождения нельзя — украдут.
Прокат яхты представительского класса с интерьером от ведущих дизайнеров и вышколенной командой может стоить 500 тысяч евро в неделю. Комфортабельный катамаран 13 метров длиной на 12 человек с высокими потолками в каютах и просторным салоном обойдется примерно в 6000 евро. Не очень новая однокорпусная яхта Bavaria-32 2004 года, рассчитанная на 3—4 человек, может стать вашей за 1000 евро.
Цены в Европе вырастают в августе, в Турции — в сентябре.
Дополнительные расходы (оплата стоянок, навигатора, топлива, постельного белья, налогов) составляют в среднем 50 евро в день. Если вы едете в организованный тур, эти расходы берет на себя ваша компания.
Оформить заявку нужно хотя бы за месяц. Проще всего сделать это в Сети — на сайтах яхтенных чартерных компаний той страны, в которую вы едете. Заказ можно оформить по телефону или на сайте, в ответ вы получите список имеющихся в наличие яхт, описание и цены. Оплатить заказ можно как безналом (за пользование кредитной картой берется 2—3% суммы), так и по приезде. Оформление запроса на яхту не является бронью и ни к чему вас не обязывает, так что лучше всего рассылать запросы сразу в несколько компаний.
Можно оформить заказ и через российские чартерные компании-посредники.
При бронировании яхты оставляется депозит, который зависит от размера и стоимости яхты. Для стандартной 13-метровой лодки он составляет от 1000 евро (на компанию из 4 человек — по 250 евро). Залог делится на всю команду, включая капитана и матросов. Если вы берете судно с командой или шкипером, залог не требуется — материальную ответственность несет капитан.