Буквально до начала этого года выстроенная в России вертикаль власти, как оказалось, не предназначенная для решения социальных проблем, находилась в более-менее равновесном состоянии. Политические и экономические свободы были обменяны на материальные подачки, возникавшие проблемы успешно заливались деньгами, а элиты решали свои меркантильные задачи. Но вдруг ситуация изменилась радикально — система начала реагировать на внешние раздражители. Вот лишь несколько примеров.
С 1 января плата за проезд в электричках Московского региона выросла в 3 раза. Прокуратура после многочисленных жалоб и исков признала новый порядок тарификации незаконным. И 2 февраля власти решили вернуться к прежней системе.
15 марта Д.Медведев поручил вице-премьеру Д.Козаку разобраться с чудовищным ростом тарифов на услуги ЖКХ. Предельный норматив роста в 25% был превышен в 21 регионе, а в отдельных городах коммунальные услуги подорожали более чем на 50%. Снижение тарифов стало делом техники.
24 марта, стремясь понизить градус недовольства аптечной вакханалией, Госдума в третьем чтении приняла законопроект “Об обращении лекарственных средств”, устанавливающий, в частности, предельный уровень надбавок на жизненно необходимые лекарства в размере 30%.
Эти примеры — лишь некоторые свидетельства положительной реакции системы на внешние сигналы. Все больше чиновников в высших эшелонах власти думают, что, отзываясь, они делают благое дело, меняют ситуацию к лучшему. Но на самом деле они ускоряют колебания созданной ими же властной вертикали. Из горбачевской перестройки никаких выводов не сделано. Система власти начинает рассыпаться, хоть и тешит себя иллюзиями, что “цветное” море поштормит, как на Украине, да успокоится.
Первое настоящее испытание внешним воздействием — монетизацию льгот — эта система власти прошла блестяще. Протестные выступления удалось погасить увеличением социальных пособий, ростом пенсий, адресной помощью малообеспеченным. Благо на эти меры деньги были, к тому же монетизация коснулась меньшей части населения.
Второй порыв штормового ветра — реформа ЖКХ и повышение тарифов на коммунальные услуги — случился в принципиально иных условиях. Во-первых, тарифный взрыв коснулся всех. Во-вторых, износ коммунальной инфраструктуры приближается к критической отметке. В-третьих, в стране продолжается глубочайший экономический кризис. Денег в казне нет, а потому федеральный центр отказал регионам в дотациях на содержание коммунальных служб, а одним из условий получения помощи при реализации программ капремонта жилья поставил... переход к 100%-ной оплате жилищно-коммунальных услуг.
Конечно, так или иначе тарифы будут “стреножены”, но коррупционные аппетиты муниципалов и коммунальщиков не уменьшатся. Да и денег в региональных бюджетах не прибавится. А это значит, что множественные коммунальные аварии прошедшей зимы в будущем году покажутся летними забавами и заставят вспомнить трубы “буржуек”, торчавших в 90-х из форточек многих российских квартир.
Процесс расшатывания вертикали власти идет стремительно. Еще каких-то несколько месяцев назад нынешняя реакция на общественное недовольство казалась фантастикой. Разве можно было всерьез рассуждать о массовых акциях протеста? Крупномасштабной кампании против милицейского произвола? Множестве антиправительственных проектов в Интернете? Теперь все это — реальность, причем мы только в начале пути. Униженное и затоптанное российское общество почувствовало обратную реакцию вертикали и будет предпринимать все новые действия.
Весной 2008 г., после избрания Д.Медведева Президентом России, было ясно, что у системы власти всего два варианта развития. Первый — обновление политической, экономической, социальной, кадровой подсистем. Второй — дальнейший упадок системы госуправления. Надежды не сбылись, и сейчас мы в пучине не только экономического кризиса, но и роста конфликтов внутри власти, нарастающего кадрового голода, бюрократических и коррупционных метастазов.
Все, что сегодня поддерживает властную вертикаль, — это относительно высокие цены на нефть и крохи финансовых резервов, оставшиеся после массового чиновничьего и олигархического воровства. Когда эти костыли износятся, страна может рухнуть в полновесный экономический хаос, сопровождающийся массовыми социальными выступлениями, игнорированием законодательства, центробежной региональной обособленностью. 20 лет назад мы все это проходили, и вот теперь нас может ожидать новый виток той же спирали.
В обществе растут антиправительственные настроения. На смену утилизированному поколению 50-летних приходит столь же невостребованное поколение 40-летних. По данным “Левада-Центра”, с октября 2007 г. по февраль 2010 г. количество россиян, отмечающих признаки развития демократии, снизилось с 36 до 30%, зато количество тех, кто констатирует утрату порядка и нарастание анархии, выросло с 14 до 22%. Прибавьте к этим выкладкам увеличение с 71 до 85% контингента опрошенных, осознающих свое бессилие при принятии государственных решений, — и вы получите социальную базу предстоящего перехода системы государственного управления на принципиально иной уровень.
Отбросит ли нас в итоге назад к авторитаризму и репрессиям или мы сможем приблизиться к демократии и экономическим свободам — неизвестно (скорее всего, учитывая зависимость страны от предшествующего развития, нас все-таки ждет ужесточение режима). Но точно ясно одно: прежняя “вертикальная” система и ее основные персоналии так и не создали для своего “колосса” стратегию сохранения динамического равновесия. Уже сегодня видно, что власть слаба, причем слаба настолько, что не в состоянии поддерживать порядок даже в своих некогда стройных рядах.