В итоге за год с хвостиком ставка рефинансирования ЦБ с 13,00% снизилась до 8,50%. “ЭВ” решил разобраться: почему российские банки не снижают стоимость кредитов?
Как известно, ставка рефинансирования — это процент, по который ЦБ кредитует коммерческие банки. Поэтому падение ставок ЦБ должно было вызвать сокращение ставок по кредитам в коммерческих банках. Во всяком случае, в других странах этот механизм работает. Например, одной из самых эффективных антикризисных мер в США было снижение ставки ФРС до 0—0,25% с 16 декабря 2008 года. Это позволило американским банкам дешево занимать у ФРС и предлагать низкие кредитные ставки для клиентов. Результатом стало оживление в американской экономике.
В России, однако, ничего подобного не происходит: ЦБ РФ ставку снижает, а стоимость кредитов в российских коммерческих банках — почти не падает. Зато уменьшаются проценты по депозитам, и при этом банки ссылаются именно на политику ЦБ. Почему отлаженный на мировом уровне финансовый механизм в России дает сбой? И когда же наконец в России подешевеют кредиты?
Несмотря на похожие названия, существует значительная разница межу ставками рефинансирования ведущих мировых центробанков и ставкой рефинансирования Банка России. Ведь ФРС, ЕЦБ, Банк Англии не просто объявляют свои ставки, но и берут на себя два очень серьезных обязательства.
Во-первых, ведущие центробанки реально кредитуют свои банки по объявленным ставкам через так называемое кредитное окно. Например, любой банк в США может обратиться за кредитом непосредственно к ФРС, и отказ может быть обжалован в суде. Правда, банки, желающие кредитоваться в ведущих мировых центробанках, должны быть “чисты как снег”. То есть их серьезно проверят на предмет соблюдения всех возможных нормативов. Поэтому банки в США и Европе предпочитают в ФРС или ЕЦБ за кредитом не обращаться, а занимать на межбанковском рынке.
И здесь вступает в силу второе обязательство ведущих мировых центробанков. Они обещают, что будут влиять на ставки межбанковского рынка таким образом, чтобы они в среднем не сильно (например, в США и Европе — не более чем на 1,5%) отличались от объявленных ставок рефинансирования. Обязанность балансировать межбанковский рынок у ведущих мировых центробанков также закреплена юридически.
У Банка России подобных обязательств нет. Он не обязан ни кредитовать российские банки по объявленным ставкам, ни следить, чтобы межбанковский рынок не лихорадило. Конечно, российский ЦБ занимается и тем и другим, но исключительно по доброй воле, то есть по внутренним нормативам. Никакой внешней (судебной) ответственности нет. В результате, как заявлял почти год назад — 2 апреля 2009 года — первый зампред ЦБ РФ Георгий Лунтовский: “Я не вижу прямой зависимости между ставками коммерческих банков и ставкой рефинансирования ЦБ. Я очень сомневаюсь, что даже если мы сделаем ставку нулевой, банки будут кредитовать под 3—4%”.
За год кризиса ситуация с рефинансированием постепенно начала улучшаться. И вот уже 20 января 2010 года другой первый зампред ЦБ РФ — Алексей Улюкаев — жалует нам шубу с царского плеча: “В текущем году курсовая политика ЦБ станет более либеральной и прозрачной для участников рынка. ЦБ может разработать график заседаний по вопросу изменения ставки рефинансирования и публиковать пресс-релизы даже в случае, если ставка оставлена без изменений. В первом полугодии 2010 года вероятно дальнейшее снижение ставки рефинансирования. Не исключено, что она достигнет 6%”.
Но если стимулы ЦБ к снижению ставок по кредитам пока работают не слишком эффективно, то коммерческие банки могли бы и сами начать кредитовать экономику и население по пониженным ставкам. Ведь в кризис очередь из заемщиков для снизивших процент банков была бы обеспечена. Увы, но банки не могут этого сделать по двум причинам. Во-первых, из-за кризиса в России все еще растет просроченная задолженность. По данным ЦБ РФ, на начало 2008 года просроченная задолженность по всем видам кредитов составляла 184 млрд. руб., на конец 2008 года — 422 млрд. руб., а на конец 2009 года — более 1 трлн. руб. К сожалению, это не предел. Например, большинство потребительских кредитов были выданы коммерческими банками в 2007—2008 годах сроком на 5 лет. Это означает, что сейчас эти кредиты в середине срока, и до их погашения — еще 2-3 года. Пока эта масса не погасится либо не реструктуризируется, риск дальнейшего наращивания просроченной задолженности в банковской системе остается высоким.
Просроченная задолженность для банка опасна тем, что, согласно нормативам ЦБ, под нее нужно создавать дополнительные резервы — почти вдвое большие, чем по обычным ссудам. Эти деньги банк обязан отправлять в ЦБ, и пользоваться ими никто не может. Поскольку просроченная задолженность стала массовым явлением, созданные под нее резервы выросли с 588 млрд. руб. на начало 2008 года до 1 трлн. руб. на начало 2009 года и до 2 трлн. руб. — на начало 2010 года. Таким образом, из-за ухудшения качества кредитов в ЦБ было омертвлено почти 1,5 трлн. руб. Что равносильно сокращению предложения кредитов на ту же сумму.
Пойти другим путем, то есть не переносить сроки погашения кредитов, а обращать взыскание на залоги, — оказалось для банков невыгодным. Значительная часть залогов была представлена ценными бумагами и недвижимостью, которые в кризис резко обесценились. Банк, конечно, мог получить залог. Но смысл в этом для него был небольшой: чтобы реализовать залог по полной стоимости, приходится ждать, пока цены восстановятся. А для банка это то же самое, что продлевать ссуду клиенту: средства все равно омертвляются, и в новый кредит их не выдашь.
Второй причиной сохранения высоких ставок на кредиты является большая внешняя задолженность российских банков. В 2006—2008 годах отечественные банки охотно занимали за границей. Занять за рубежом под 4—6% годовых и раздать в РФ кредитов под 13—15% годовых при стабильном рубле — хороший бизнес. В результате пик задолженности пришелся на 1 октября 2008 года и составил $198 млрд. Эту сумму банки хотели по привычке не отдать, а перекредитовать на внешних рынках. Но кризис внес коррективы: сейчас на Западе местным-то банкам с трудом взаймы дают. Поэтому российским банкам внешнюю задолженность пришлось не перезанимать, а гасить. Пока они с этим успешно справляются: на начало 2010 года их внешняя задолженность снизилась до $136 млрд. Но это означает, что $62 млрд. не были розданы в виде кредитов в РФ, а отправились в карманы иностранных кредиторов.
Таким образом, налицо резкое сокращение кредитного предложения со стороны банков из-за сокращения ресурсов системы. При сокращении предложения и повышенном спросе товар (в данном случае — кредит) дешеветь не может. Ситуация может измениться через 2 года, когда сократиться масса просрочки и погасится львиная доля внешней задолженности. ЦБ РФ может изменить ситуацию и раньше, если станет не только декларировать снижение ставки рефинансирования, но и реально рефинансировать банки. Однако он вряд ли пойдет на это сейчас: при стагнации в экономике безудержное рефинансирование банковской системы может вызвать всплеск инфляции.