За его рост ратовали эксперты Всемирного банка и некоторых НПФ. Против — Минздравсоцразвития. Минэкономики и ПФР заняли обтекаемую позицию: хорошо бы, конечно, повысить, но не сейчас. Осторожность понятна. Повышение пенсионного возраста — крайне непопулярная и весьма болезненная мера. Представитель Минфина предложил повысить срок выхода на пенсию для мужчин на 5 лет (до 65), для женщин — на 7 лет (до 62). Таким образом Минфин намерен решить проблемы дефицита пенсионной системы и отсрочить выплаты увеличенных пенсий для новых пенсионеров.
К сожалению, ситуация с пенсионными выплатами в России сейчас такова, что избежать повышения пенсионного возраста, видимо, не удастся. И кризис здесь — только одна из причин. Гораздо более серьезна демографическая проблема, от которой никуда не деться и которая быстро не меняется, несмотря на все усилия властей. Вопрос только в том, кто и когда примет непопулярное политическое решение.
Проблема в том, что демографическая ситуация улучшается слишком медленно. Дети, родившиеся в 2008-м, станут полноправными гражданами только в 2026-м. А полноценная отдача от них в Пенсионный фонд пойдет не раньше чем в 2028—2030 годах, когда они получат образование и приступят к активной работе. То есть нынешние 40-летние это улучшение уже не почувствуют — их пенсия будет начислена раньше. Эффект начнут ощущать лишь те, кому сейчас 30—35 лет.
В настоящее же время (и так же будет в ближайшие два десятка лет) число выходящих на пенсию каждый год превышает число приступивших к работе за этот год. В результате на одного пенсионера приходится все меньшее число работающих: в 1999 году этот показатель составлял 1,9; в 2004-м — 1,7; в 2009-м — 1,6. Для осознания масштабов катастрофы сообщим, что в 1970 году на одного пенсионера приходилось 5 работающих. Это была наименьшая нагрузка на пенсионную систему за все время ее существования.
В настоящее время Россия находится на самом дне демографической ямы, выбираться из которой предстоит еще как минимум 20 лет. Тем не менее пенсия увеличивается как в абсолютных, так и в относительных цифрах. Например, в Москве средний размер пенсии в 1999 году составлял около 4,5 тыс. руб. ежемесячно, а сейчас — 8,5 тыс. руб.
По более информативному показателю — отношение средней пенсии к средней заработной плате — тоже существенное улучшение. Наименьшего значения этот показатель достигал в 1992—1993 годах — около 18%. Именно тогда на улицах в большом количестве появились нищенствующие старики. К 1999 году он достиг 22%. В настоящее время, после всех “путинских повышений”, этот показатель равен 32%. То есть по сравнению с пиком нищеты 1992 года реальная пенсия в России увеличилась почти вдвое.
Но этого все равно недостаточно. Потому что такие организации, как Международная организация труда (МОТ) и Всемирный банк, считают, что размер достойной пенсии не должен быть ниже 40% от средней зарплаты. А в СССР средняя пенсия обычно составляла 60% от среднего заработка. Кстати, Всемирный банк с 1994 года говорит о необходимости повышения в России пенсионного возраста.
Понятно, что при демографическом повышении нагрузки на пенсионную систему реальная пенсия может увеличиваться, только если Пенсионный фонд дотируется государством. Так, собственно, и было: Минфин перечислял из бюджета в ПФР транши на покрытие его дефицита. Кроме того, была принята программа “1000 за 1000”, стимулирующая пенсионные накопления на государственном уровне.
В результате дефицит ПФР в 2007 году составил 79 млрд. руб., в 2008-м — 160 млрд. руб., в 2009-м — 400 млрд. руб. Видно, что дефицит ПФР растет, причем растет нарастающим темпом. Еще хуже то, что все эти средства покрываются из текущего бюджета. Потому что после ликвидации Стабфонда в 2006 году дефицит ПФР покрывается не из Фонда национального благосостояния, а из текущего госбюджета.
Прогноз на 2010 год еще более неутешителен. Его еще 24 июля 2009 года озвучил вице-премьер — министр финансов РФ Алексей Кудрин: “С учетом принятых решений по составу пенсии, ее структуре, порядку индексации в следующем году у Пенсионного фонда возникнет дефицит. Он связан еще и с тем, что мы живем в период кризиса, что доходы снижаются, не так быстро растут фонды оплаты труда, и в следующем году дефицит Пенсионного фонда составит 1 триллион 166 миллиардов рублей”.
С тех пор прогноз не уточнялся. Но если ситуация с безработицей будет продолжать ухудшаться, то и дефицит ПФР может увеличиться. Но проблема не столько в дефиците ПФР, сколько в дефиците самого текущего госбюджета (на 2010 год — около 3 трлн. руб.). Иными словами, дефицит ПФР легко покрывался из госбюджета, пока последний был профицитен. То есть пока нефтегазовых доходов хватало на латание всех дыр. А теперь — не хватает. И будет ли хватать в течение 20 лет, пока не выправится демография, неизвестно. Ведь за этот срок еще не один кризис случиться может.
Собственно, вариантов решения проблемы у властей только три: повышение налогов; модернизация экономики (что способствует притоку средств в госбюджет и в ПФР) и повышение пенсионного возраста.
Но налоги уже повышены: с 2010 года вместо ЕСН будут взиматься страховые взносы. На переходный период, который продлится в течение 2010 года, общая ставка страховых взносов составит 26% фонда оплаты труда (ФОТ), то есть столько же, сколько составлял ЕСН. Однако с 2011 года предполагается увеличить тариф до 34% ФОТ. Львиная доля страховых взносов — 20% ФОТ из начисленных 26% — в 2010 году будет поступать именно в ПФР. Объявленная же модернизация экономики — дело долгое и на первом этапе требующее больших затрат. Видимо, ничего не остается, как прибегнуть к третьему, самому радикальному средству: все-таки повысить пенсионный возраст.
По неофициальным данным, пенсионный возраст скорее всего будет повышен на 2 года. А политическое решение об этом будет принято в 2012 году, когда в России, возможно, сменится президент. Или перед выборами, чтобы сохранить лицо новому главе государства.