Неужели в наше кризисное время существуют инвесторы, готовые вложить деньги в рисковые проекты? Оказывается, есть такие. В Центральном Доме предпринимателя прошел 3-й Московский венчурный форум, на котором многоопытные бизнесмены заявили о готовности поддерживать инновационные продукты.
Венчурный, или рисковый капитал — это, без сомнения, феномен. Многие путают его с кредитованием или благотворительностью. Понятно почему: о деятельности венчурных фондов почти не говорят.
Доходит до смешного. Предприниматели-новаторы, претендующие на материальную поддержку своего проекта, иногда приходят без оформленного бизнес-плана, с голыми идеями. Некоторые даже не формируют заявку с технико-экономическим обоснованием. Одни считают свой проект столь гениальным, что не сомневаются: деньги под него дадут без лишней писанины. Другие из-за нехватки информации просто не осведомлены о заведенном порядке.
А между тем в городе есть специальное агентство развития инновационного предпринимательства. И его сотрудники обязаны разъяснять заявителям, как оформляются бизнес-планы. Это агентство, по сути, является и экспертным бюро, которое сначала дает заключение для экспертно-технического совета, а затем для финансовой комиссии по выделению субсидий.
В столице венчурный бизнес существует больше трех лет. И за это время в него вошло достаточное количество заинтересованных лиц.
— На этом форуме участников намного больше, чем мы ожидали, — зал заполнен до отказа, — сказал руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев. — С одной стороны, у многих предпринимателей есть потребность в финансировании своих проектов. С другой — венчурные фонды и бизнес-ангелы ищут проекты, которые можно было бы профинансировать, получив высокую добавленную стоимость.
Но этот пассаж был лишь прелюдией. Руководитель департамента Михаил Вышегородцев незамедлительно подписал соглашение о дальнейшем сотрудничестве с генеральным директором Российской венчурной компании Игорем Агамирзяном. Зал разразился аплодисментами.
Впрочем, соглашение это в любом случае взаимовыгодное. Москва — крупнейший инновационный центр России. Причем городские власти считают инновационное предпринимательство приоритетным, выделяя субсидии на создание опытных образцов до 2,5 млн. рублей. Есть и субсидии меньшего размера — на проведение выставок или ярмарок, где бизнесмены как минимум могут заявить о себе, а как максимум — заключить выгодные контракты. Поэтому именно со столичными предпринимателями у инвесторов складывается сотрудничество.
Венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций. Этим он отличается от так называемого партнера, который желает установить контроль над компанией.
Приобретая пакет акций или миноритарную долю, венчурный капиталист рассчитывает обеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. При этом он не берет на себя никакого риска (технического, рыночного, управленческого, ценового и пр.), кроме финансового.
Готовы ли бизнесмены вложиться, скажем, в дорожную инфраструктуру? Но не просто в магистрали и развязки (здесь, собственно, рисков никаких — одна сплошная выгода). Рисковый кредит хотят получить новаторы. Среди них — автор струнного транспорта г-н Юницкий. И вот в чем состоит суть его проекта.
Над городскими улицами, на высоте до 100 метров, размещается канат с движущимися кабинками (по аналогии с канатной дорогой). Через каждые 500—1000 метров находятся станции. Пробок нет, цены на билеты сопоставимы со стоимостью проезда на автобусах-троллейбусах.
— Я понимаю важность подобных инфраструктурных проектов, но с ходу не готов дать четкий ответ. Считаю, что такой проект должен рассматриваться и обсуждаться, — говорит г-н Агамирзян.
Поскольку нынешний год — Год молодежи, на форуме шла речь и о юных талантах. Сейчас в Москве работают два бизнес-инкубатора. И сегодня они не загружены. Одна надежда — на молодежное инновационное предпринимательство. Но — опять же из-за незнания либо неуверенности — студенты нередко используют в качестве лабораторий собственные квартиры. И это в корне неправильно, ведь город специально строит бизнес-инкубаторы. “Эти вещи мы озвучим на заседании правительства Москвы”, — обещает Михаил Вышегородцев.
СПРАВКА “МБ”. Российская венчурная компания (ОАО “РВК”) — институт развития, созданный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года с целью стимулирования индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов.
Бизнес-ангел — частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты (старт-апы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале (обычно блокирующий пакет, а не контрольный).