Ярмарки выходного дня под угрозой

Федеральный законопроект ограничивает полномочия регионов в области торговли

Москва — пионер во многих сферах законодательства. Столичный закон о торговле действует уже более 10 лет. А вот аналогичного федерального акта не было, теперь появится. Комиссия Мосгордумы по экономполитике и предпринимательству обсудила законопроект Госдумы и высказала свои замечания и предложения. Особенно столичных депутатов насторожило, что законопроект может лишить Москву права проведения столь полюбившихся горожанам ярмарок выходного дня.  

У Департамента потребительского рынка столицы есть свои предложения в законопроект, связанные с регулированием цен на продукты первой необходимости. Так, по словам замруководителя департамента Владимира Слепака, нужно перенять успешный опыт европейских стран, где для каждого магазина утвержден специальный перечень социально значимых продуктов, которые должны присутствовать в ассортименте постоянно. Это хлеб, молоко, яйца, сахар и пр. У нас такого нет. Как нет и фиксированной наценки в оптовом и розничном звене для данной категории продуктов. Если такие наценки ввести, проблем с резким ростом цен на продукты первой необходимости можно не бояться.  

А вот то, что федеральный закон может существенно ограничить полномочия регионов в области торговли, не понравилось ни депутатам, ни чиновникам, ни прокуратуре. Когда-то нечто подобное мы проходили. Пару лет назад городским властям запретили самостоятельно контролировать качество алкогольной продукции. В итоге смертность от употребления фальсифицированных напитков резко выросла, тогда как в годы работы городской системы проверки качества алкоголя была в 17 раз ниже среднероссийской. Нынешний законопроект может лишить столицу права проведения столь полюбившихся горожанам ярмарок выходного дня. В условиях кризиса, когда цены растут как на дрожжах, такие ярмарки с их щадящими ценами стали выходом для многих. Согласно данным одного из телеопросов, около 70% москвичей покупают провизию именно там.  

— Последние несколько лет Москва последовательно поддерживала отечественного производителя, поставки российских продуктов на наш рынок из года в год наращиваются, — говорит г-н Слепак. — В этом году в столице работает 180 ярмарок выходного дня. Туда везут свои товары производители из регионов, со многими из них у города заключены прямые договоры поставок.

 Можно сказать, что Москва создала альтернативную товаропроводящую сеть. Продукты на эти ярмарки попадают без издержек, с которыми производители сталкиваются, пытаясь предложить товары торговым сетям. В итоге в некоторых случаях цены на продукты на ярмарках выходного дня на 50—70% ниже, чем в сетях.  

Представители столичной прокуратуры придерживались несколько иной точки зрения: “С ярмарками выходного дня надо наводить порядок, изучить опыт других стран. Вот, например, во Франции уличную и стационарную торговлю регулируют 7 законов”.  

Из положительных моментов федерального законопроекта можно выделить статьи, ограничивающие монополию торговых сетей. В частности, предлагается ввести дисквалификацию за пресловутые бонусы. То есть отстранять от обязанностей руководителей торговых сетей на срок от 1 до 3 лет за требования оплачивать поставщикам право присутствовать в их магазинах (бонусы берутся за “вход в сеть”, “годовое присутствие”, услуги по расширению ассортимента, перевод позиций в большее число магазинов, мерчендайзинговые и логистические услуги и пр.). Сейчас это, увы, распространенная практика, с которой сталкиваются небольшие производители хлеба, молочных продуктов, колбасных изделий и т.д. Недавно на активе городского Департамента продресурсов говорили о том, что руководителей сетей за такую самодеятельность нужно наказывать, и тогда цены в магазинах сами собой уменьшатся.  

— Чтобы войти в ту или иную сеть, нужно платить, а вся нагрузка ложится на карманы москвичей, — говорит депутат МГД Игорь Протопопов.  

Сейчас, по данным Департамента продресурсов, сети порой накручивают цены на некоторые позиции до 100%. Но многие магазины шаговой доступности конкурировать с торговыми гигантами не могут, потому что, как правило, расположены неудобно.  

Тем не менее в городе для поддержки малого предпринимательства, в том числе связанного с торговлей, делается очень много. В 2010 году 22 тысячи предпринимателей смогут получить бюджетные субсидии на развитие бизнеса по 350 тысяч рублей. Кроме того, теоретически малые предприятия могут арендовать помещения у муниципалитета по символической цене (1200 рублей за 1 кв. метр в год). Однако доля таких счастливчиков, как недавно выяснилось, составляет всего 5—10% от общего числа субъектов малого бизнеса в столице.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру