Малые предприятия нагуляли аппетит

Как побороть дефицит оборотных средств

Факторинг перестал быть экзотикой, все больше бизнесменов видят в нем простой и эффективный инструмент развития бизнеса. Не случайно, несмотря на кризис, годовой объем денежных требований, фактически уступленных факторам, в очередной раз вырос и достиг 602 млрд. руб. Особенно популярен факторинг в среднем и малом бизнесе. Он позволил компаниям значительно расширить бизнес, увеличить оборот, выйти на новые рынки сбыта.

Три задачи

Факторинг решает три основные задачи: избавляет предприятие от проблем, связанных с кассовыми разрывами и нехваткой финансирования; страхует от рисков неплатежей за поставленную продукцию; освобождает предприятие от исполнения функций по управлению портфелем товарных кредитов.  

Общая схема факторинговой сделки проста. Поставщик отгружает продукцию покупателю (дебитору) на условиях отсроченного платежа. Затем на основании соответствующего договора он передает накладные факторинговой компании (Фактору), которая выплачивает поставщику авансом 50—95% от суммы переуступленных требований. Размер аванса зависит от количества дебиторов у клиента, от величины сделки, продолжительности отсрочки платежа, а также от уровня рисков, связанных с работой клиента. Когда время отсрочки платежа истекает и дебитор переводит Фактору деньги за поставленный товар, а Фактор выплачивает поставщику остаток задолженности за вычетом процентов за пользование авансом и комиссии за услуги.  

Таким образом, факторинг позволяет решить главную проблему быстро развивающихся малых и средних предприятий — дефицит оборотных средств. Немаловажно, что решение этой проблемы происходит без роста кредиторской задолженности компаний. С одной стороны, поставщик имеет возможность отгружать продукцию покупателю на условиях отсроченного платежа (а в условиях кризиса отсрочка платежа зачастую является для поставщика единственным способом получить конкурентное преимущество). С другой — поставщик получает значительную часть от суммы поставки сразу после отгрузки товара или по удобному для него графику и, следовательно, может пополнить свой оборотный капитал.

Особенности оценки

“Особенностью факторинга является то, что фактор оценивает не столько платежеспособность поставщика, сколько сам уступаемый актив, то есть качество дебиторской задолженности, которое оценивается исходя из платежной дисциплины дебиторов. С этой особенностью факторинга связано и его преимущество для малых предприятий: он доступен более широкому кругу компаний (в том числе недавно созданным и относительно рисковым заемщикам с точки зрения банков). Т.е. для малых предприятий факторинг получить более реально, чем банковский кредит, доступность которого в кризис снижается”, — заметила аналитик “Эксперт РА” Марина Мусиец.  

65% клиентов Факторов в 2008 году приходилось на малый бизнес. И в этом году его доля только растет. “За факторинговыми услугами обращаются чаще всего поставщики продуктов питания и товаров народного потребления, например запчастей, алкоголя и фармацевтики. Очень много поставщиков сетевого ритейла”, — говорит заместитель руководителя направления факторинга компании Александр Федоров.  

Недостатком факторинга является цена. Обычно она выше цены банковского кредита. В конце года ставки по финансированию заметно выросли и составляют сейчас 25—30% годовых. Факторинг принято считать дорогой услугой. Однако вопрос, насколько действительно дороги услуги Фактора, является весьма спорным. Стоимость факторинга обычно складывается из стоимости денег, которые Фактор выплачивает поставщику авансом, комиссии за обработку документов и стоимости факторинговых сервисов.

Выбор услуг

Выбор продукта зависит от задач, которые решают предприниматели. Одни хотели бы отказаться от понятия “лимит финансирования”. В этом случае компания-клиент может получать средства в тех объемах, которые необходимы для привлечения неограниченного числа покупателей. Ключевой характеристикой потребителя данного продукта является не его прошлая история развития, а планы на будущее. Другие предприниматели хотят получить до 95% денег сразу по факту отгрузки и не думать о сложностях, связанных с невозвратами. Для третьих важно получить деньги в течение шести часов с момента подачи заявки на финансирование.  

Существуют комплексные продукты, позволяющие финансировать и закупку, и продажу товара. Есть и более гибкие продукты, позволяющие Фактору четко соответствовать потребностям развития бизнеса клиентов. Последние услуги особенно актуальны для малых и средних предприятий, зависимых от периодов сезонных ростов или спадов продаж. Особо эксперты выделяют экспресс-факторинг, ориентированный на предприятия малого бизнеса, доля которых на рынке факторинга постоянно растет.

Выбор компании

При заключении договора факторинга следует обращать внимание на условия и сроки предоставления финансирования, ставки, обязательства по регрессу, размер и стоимость льготного периода. Особое внимание — на взимаемые фактором комиссии. Часть их берется с оборота, часть аналогично процентам по кредиту, часть в абсолютной сумме, часто размер комиссий увеличивается в связи с наступлением или ненаступлением различных обстоятельств. Как считает Марина Мусиец, стоит обратить внимание и на рейтинги надежности и качества услуг Фактора, присвоенные российскими и международными рейтинговыми агентствами. Неплохо будет также узнать долю уступаемой дебиторской задолженности, под которую Фактор предоставляет финансирование (существует также и факторинг без финансирования — т.е. только управление дебиторской задолженностью), возможность получения факторинга без права регресса.  

“Если вы относите себя к малому и среднему бизнесу и хотите получить полный комплекс качественных услуг, то лучше идти в специализированную факторинговую компанию, а не в факторинговый департамент банка”, — советует Александр Федоров.

Разные прогнозы

По прогнозам “Эксперта РА”, темпы роста факторинга в 2009 году составят не более 5%. Более быстрая оборачиваемость вложенных средств станет дополнительным преимуществом Факторов по сравнению с другими финансовыми институтами. Кроме того, есть надежда на сохранение приемлемого качества факторингового портфеля. В ситуации, когда погасить обязательства и перед банком, и перед Фактором невозможно, заемщики, вероятно, будут выбирать именно факторинговую компанию, ведь неоплата поставок приведет к остановке бизнеса, тогда как с банком можно договориться о реструктуризации задолженности.  

Однако далеко не все эксперты разделяют оптимизм. “Устойчивого спроса факторинговых услуг для малых предприятий пока нет. К нам идут только тогда, когда на карту поставлена судьба бизнеса и срочно нужны финансы”, — признался руководитель одной из крупнейших факторинговых компаний страны.


Достоинства факторинга

Под факторингом (от англ. factor — агент) понимается комплекс услуг по финансированию под уступку денежных требований. Он включает в себя финансирование поставщика, управление дебиторской задолженностью, консультационную поддержку поставщика в процессе текущего обслуживания. Преимуществом факторингового обслуживания, скажем, перед банковским кредитованием, является то, что оно не требует открытия расчетного счета в банке, гарантий исполнения обязательств, накопления истории оплат до начала финансирования, залогового обеспечения и страхования товара. Выплата финансирования по факторинговым сделкам может достигать 95% от суммы поставки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру