“Душно?” — поинтересовался Медведев у журналистов, войдя в шатер, натянутый на лужайке перед резиденцией. И пояснил присевшим вслед за ним за стол бизнесменам: “Вчера тут нагревательные приборы искали сюда (в шатер. — МК), погорячились”. К середине третьего часа беседы обстановка и правда накалилась.
Несмотря на чай с красивыми пирожными, в этот профессиональный праздник бизнесмены стремились поделиться с президентом проблемами. Желающих было много, тем более что Медведев сам предложил высказаться любому.
В первую очередь предпринимателей беспокоили кредиты. Точнее, дополнительные требования, которые устанавливают банки: повышенные требования к залогу, повышенные коэффициенты. Некоторые даже сообщили о якобы негласном правиле банков — удовлетворять две заявки на кредит из ста. “Вы почему кредиты не даете?” — поинтересовался Медведев у председателя правления крупного банка Игоря Кима. Банкир объяснялся повышенными рисками, а также тем, что банк “не имеет инструментов долгосрочных пассивов” и “не оказалось источников длительного фондирования”. “Банки не сговариваясь будут оценивать (состояние заемщика. — МК) консервативно”, — добавил Ким. “До какой поры?” — спросил Медведев. “Здесь все зависит от того, когда мы достигнем дна кризиса”, — ответил Ким. “Можно указ выпустить о достижении дна кризиса”, — язвительно заметил Медведев. После чего банкир все-таки дал свой прогноз: дна кризиса можно достигнуть к осени.
Банкир также объяснил причину своей осторожности: банки ответственны за деньги, которые им дает взаймы государство. “Деньги вообще возвращать надо”, — заметил Медведев. И добавил, что сейчас появилась “психологическая установка — кредиты отдают только трусы” и “кризис все спишет”, что, разумеется, неправильно.
“Я принес бутылку…” — выставил на стол сосуд весьма хорошего вина глава винной компании Максим Каширин. “Что, только одну?” — опечалился Медведев. “Две”, — с готовностью сообщил бизнесмен. Впрочем, бутылка была наглядным пособием. На ее примере Каширин пояснил все недостатки автоматизированной системы учета алкоголя в стране, ЕГАИС. И штрихкод, который полагается ставить на бутылки, быстро стирается, и сканеров, чтобы его считывать, нет, и вообще, “250 млн. долларов отняли просто так у бизнеса” (оборудование для ЕГАИС бизнесменам действительно полагалось покупать самим). “Когда принимался ЕГАИС, у меня тоже была полная уверенность, что система ничего не даст, — неожиданно заявил Медведев. — И она ничего не дает. Тут вообще вопрос, как такое решение принималось”. Воодушевленный бизнесмен тут же высказал и свое недовольство сложностями упрощенной системы налогообложения: бухгалтеров, которые теоретически не нужны, практически все же приходится нанимать. Однако в том, что касается налоговой системы, Медведев придерживался принципа: “И на елку залезть, и…” — президент не продолжил известное выражение, но было ясно, что он имел в виду осторожный подход к налоговым изменениям.
А предприниматель в сфере недвижимости Леонид Казинец начал с недовольства прессой. Мол, СМИ “нагнетают истерию”, говоря о резком спаде цен на жилье. “Наверное, руководство СМИ надеется прикупить таким образом дешевое жилье”, — засмеялся Медведев. Казинец не стал делать таких выводов, но добавил, что после сообщений в прессе о спаде происходит и реальное падение цен — спустя всего пару недель. “Коллеги, ваше слово, оказывается, больших денег стоит”, — подмигнул журналистам глава государства. Впрочем, бизнесмен признал, что виноваты не только СМИ, но и чиновники, которые делают пессимистичные заявления на эту тему. И вот тут Медведев посерьезнел: “Когда отдельные товарищи говорят, что Россия 50 лет не выйдет из кризиса, — иди работай в другое место. Языки в этом смысле надо поумерить”. Камень был, совершенно очевидно, в огород министра финансов Алексея Кудрина, который несколько недель назад отличился именно таким прогнозом. “Когда такие прогнозы делают люди, управляющие государством, — этого делать нельзя: они оказывают существенное негативное влияние. Тем более что не сбываются”, — добавил Медведев.
Было и много других просьб от бизнесменов к главе государства. Глава компании, производящей детские игрушки, Ольга Доротюк пожаловалась и на китайцев, которые заполонили рынок, и на то, что игрушки никому из чиновников неинтересны. “Ну признайте, что мы существуем!” — эмоционально обратилась к президенту Доротюк. “Не признать вас невозможно, вы — фактор объективной реальности”, — галантно кивнул даме Медведев. И тут же определил конкретных чиновников, которые будут заниматься игрушками: Министерство промышленности Виктора Христенко и первый зампред правительства Игорь Шувалов. Шувалов вымученно улыбнулся…