-В чем причина теплового коллапса?
-Проблема отчасти заключалась в административной реформе в Московской области, которая объединила города и сельские районы. У нас же теперь Одинцово или Красногорск - это не только город, но и район. Это делалось для того, чтобы концентрировать финансовые ресурсы и поменять руководство. В итоге же по сути не стало местного управления и местных депутатов. Передача информации стала медленнее. Поэтому вице-губернатор Московской области Евгений Хромушин и говорит, что они сутки были в неведении о том, что произошло в Климовске. И это правда.
-Ну а что с инфраструктурой? В Подмосковье активно ведется строительство. Возводят новые районы, многоэтажные дома. Подключают же все к старым котельным.
-А это как раз следующая причина произошедшего. Все работало исправно пока не было аномальных холодов. Началось с того, что в середине декабря жители Элекростали и Химок жаловались на то, что в их домах весьма прохладно. То есть тепло по факту было, но температура была издевательской - 10-15 градусов. Почему? Потому что власти боялись аварий: трубы могли не выдержать, поэтому и не давали положенный напор. Нельзя строить новое жилье на старых сетях. А тут еще мало того, что сети старые, так и сами дома с низкой энергоэффективностью. Они не держат тепло.
-Можно ли было избежать аварий?
-Да, но была и еще одна проблема - очковтирательство. Практически подготовка домов к зиме носит сугубо формальный характер. Паспорт готовности подписывают руководитель администрации, который курирует направление ЖКХ, руководство жилищной инспекции, владелец сети или котельной и управляющая организация жилого здания. Но подписывают они формально. Реально за этим стоит отсутствие контроля или явное нарушение технологических правил.
-Кто же виноват в сложившейся ситуации?
-Есть юридическая и политическая ответственность. Юридическую ответственность несут люди, которые подписали акт о готовности дома. Какое-то наказание они понесут, так как был серьезный материальный ущерб. А вот если говорить о политической ответственности, то тут дело обстоит сложнее. Тут нет конкретного человека, которого можно обвинить. Виновата система в целом, чиновничья болезнь, взятки. Даже государственные бюджетные учреждения дают взятки в жилищные инспекции, чтобы дома были приняты к зиме. Надо менять сам подход к работе. Не должно быть «вась-вась».
-Тепла не было больше недели. Что делать людям, которые заболели? Они могут рассчитывать на какую-то компенсацию?
-Квартиры, где было повреждено имущество, получат компенсацию. Конкретику власти не озвучили, но все же... Юридические нормы тут действуют. Через суд можно затребовать компенсировать и моральный, и физический вред. Но такие иски редко удовлетворяется в желаемом объеме. Зная нашу судебную систему, скорее всего, исход подобных разбирательств будет зависеть от
политической воли. Если власти скажут «давайте людям по 5 000 рублей», то суды будут под копирку одобрять такие иски. Но если будет дано указание «отказывайте в компенсации», то надеяться на положительный исход не стоит.
-Сколько граждане заплатят за аварийный месяц?
-Тут есть политическая воля губернатора Подмосковья, который по своей инициативе объявил, что несмотря на то, что тепла не было неделю-десять дней, жителей освободят от месячной платы за услугу.
-Эта ситуация как-то повлияет на изменение тарифов на тепло?
-Наверняка. Разговоры такие уже начались. Недавно пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал о том, что «сети плохие, но у нас и тарифы невысокие». Получается, психологический шарик уже закатили. Так что плата точно вырастет, но, думаю, не в этом году. Тему эту будут лоббировать энергомонополисты и Минстрой. Но я считаю, что это не правильно. В первую очередь, надо усиливать платежную дисциплину и прокурорский надзор, а также улучшать ситуацию с конкуренцией. Когда в стране перестанут воровать и в сфере ЖКХ начнется восстановление.