— Куда именно поедут россияне на майские праздники? Продолжится ли тенденция наращивания оборотов внутреннего туризма, проявившаяся в прошлом году?
Барзыкин: Продолжается тенденция не только прошлого года, но и четырехдневных февральских праздников, когда немало наших соотечественников поехали в тур по стране. Сейчас народ активно собирается в Сочи, Краснодарский край, включая Анапу. В прошлом году Крым потерял около 30% туристов из-за закрытия аэропортов юга России. В 2023-м бронирования немного выросли (+15%), хотя общие потери все равно будут.
Направление-лидер по турпотоку — это Санкт-Петербург, северо-запад страны в целом, включая Карелию. Северная столица в прошлом году приняла на 33% туристов больше и сейчас уже демонстрирует рост потока туристов еще на 10–15%. Также россияне едут отдыхать в Москву, Подмосковье, по городам Золотого кольца. В 2022-м Северный Кавказ вошел в пятерку направлений, которые полюбили туристы. В этом году тенденция продолжилась. Также путешественники любят посещать Татарстан — прежде всего Казань. Это, пожалуй, основные направления на май.
— Но остается по-прежнему немало желающих отдохнуть за рубежом. Какие страны сейчас доступны нашим туристам и пользуются ли они спросом?
Горин: Сейчас без пересадок туристы могут посетить 35 стран. Между тем ранее, в допандемийные и досанкционные времена, россиянам было доступно 69 международных направлений, куда летали прямые рейсы. Маршрут-лидер сегодня очевиден — это Турция. В прошлом году в этой стране отдохнуло 5,2 млн россиян. На этот год планы тоже серьезные, тем более что количество авиарейсов в неделю туда увеличено. Они будут выполняться из 18 городов России в 5 городов Турции. Осуществлять перевозки будут 5 турецких авиакомпаний, 11 российских. И я сейчас назову цифру, которая должна добавить оптимизма: в 2023-м еженедельно в пик сезона (июль–август) будет выполняться 1,2 тыс. рейсов — и чартерных, и регулярных. В прошлом году было 750 рейсов.
Но не только Турция доступна нашим туристам. Разработана большая полетная программа в Объединенные Арабские Эмираты. Россия занимает 2-е место по прибытию путешественников в ОАЭ: поездки выросли на 67% и это очень впечатляющие цифры. Таиланд, который долго был закрыт из-за коронавирусных ограничений, уже посетило 600 тыс. наших туристов, и по итогам года, может быть, мы достигнем допандемийных объемов. Ну и, конечно, Египет. Это топовые направления, но не надо забывать, что есть еще и Шри-Ланка, и Мальдивы, и даже Сейшелы, а также наши ближайшие соседи — Армения, Азербайджан.
— Рост числа авиарейсов — это хорошо, но путешественников гораздо больше волнует цена перелета...
Горин: Здесь тоже все не так плохо. Например, в аналогичный период прошлого года билеты в Турцию туда и обратно стоили 100 тыс. рублей. Сейчас цены стартуют от 20 тыс. Конечно, если рассматривать рейсы на самые популярные дату, то только на оплату перелета надо закладывать 40–50 тыс. рублей. К слову, хочу отметить, что до сих пор (беседа проходила за 10 дней до начала майских праздников. — Авт.) у туроператоров и турагентов есть варианты туров на майские праздники. Правда, средние пакеты кусаются по цене. Например, путевка в отель 3 звезды на 7–10 дней на двоих включая перелет обойдется примерно в 150 тыс. рублей, в гостиницу 4 звезды — 200–250 тыс.
— Турция всегда была в топе у наших путешественников. Но после недавнего мощного землетрясения изменился ли как-то спрос россиян на туры и авиабилеты в эту страну? Туристы не боятся туда лететь?
Осауленко: Наши туристы не боятся ничего. Первая реакция российских путешественников на катаклизмы, которые происходят в разных странах, — это звонки своим туроператорам и вопрос: «Насколько подешевели отели?» И я сейчас не шучу — это характерная особенность российского туриста. Поэтому спрос на Турцию не падает, а наоборот, неплохо и динамично растет.
В этом году участники рынка настроены на очередные рекорды в части турпотока из России. Тем более что за последние 10–12 лет система обеспечения безопасности российских туристов не стояла на месте и развивалась. Сейчас она считается одной из лучших в мире. Преимущества организованного туризма с точки зрения обеспечения безопасности до такой степени очевидны, что большинство самостоятельных путешественников (те, кто раньше проектировал свой тур без помощи сторонних организаций) стали пользоваться услугами профильных компаний. Тенденция наблюдается и на международных направлениях, и на внутренних.
— Сильно ли изменились цены на туры по стране в сравнении с прошлым годом? Каков средний чек на тур по России?
Барзыкин: Тут ситуация парадоксальная. На сегодня средний чек даже чуть ниже прошлого года. В среднем сейчас приходится порядка 40 тыс. на человека на 7–10 дней. В сумму входят проезд, размещение.
Что касается выездного туризма, то цены, наоборот, выросли — в 2–2,5 раза. Правда, подорожание компенсируется диверсификацией по регионам: вылететь можно не только через Москву, но также из других городов, а значит, есть варианты сэкономить на билетах. Поэтому в общем туристическом продукте (организованном или самостоятельном) рост цен на пиковые даты скромнее — до 20%.
Осауленко: В этом году больше половины стран, куда мы раньше совершали прямые рейсы, открылись вновь. По сравнению с прошлым годом, безусловно, идет достаточно серьезное увеличение турпотока. И эти направления начинают составлять конкуренцию — что, безусловно, хорошо для путешественников: цены на внутреннем рынке сдерживаются в своем росте.
— А как обстоит дело с провозными мощностями? Хватает ли самолетов в связи с санкциями? И как изменилась стоимость перелетов на международных и внутренних направлениях?
Горин: Все познается в сравнении. В июне прошлого года у нас было всего 44 самолета иностранного производства, которые без риска арестов могли отправляться в другие страны. Сейчас таких уже больше 200. Но надо понимать, что это не весь флот. Соотношение у нас примерно следующее: 20% (что очень хороший результат в нынешних реалиях!) — международные рейсы и 80% — внутрироссийские. Но, конечно, цифр 2019 года и даже 2021-го мы пока не можем достичь. Просто потому, что многие страны не принимают самолеты с двойной регистрацией. Между тем жителям ряда регионов страны совершенно не обязательно лететь в Москву, если нет прямого перелета в другие страны, — можно полететь через другие стыковочные хабы.
При этом надо учитывать, что перелет — это 40%, а иногда и все 70% стоимости всего путешествия. Чем больше конкуренция, чем больше вариантов долететь до пункта назначения, тем стабильнее цены. Единственный совет потребителям: не стоит рассчитывать на «горящие» авиабилеты. У перевозчиков динамическое ценообразование, и последние билеты на рейс всегда дороже.
— Туристы, у которых действующий «шенген», могут воспользоваться услугами туроператоров и улететь в Европу, не оформляя визу?
Горин: Из 27 стран Евросоюза шенгенские визы продолжают выдавать 17. К тому же на руках у россиян сегодня около миллиона действующих виз. Но ее наличие в паспорте — не гарантия пересечения границы ЕС. Например, наши ближайшие соседи — Польша, прибалтийские страны и Финляндия — не впускают российских туристов даже при наличии действующей визы. В других странах могут быть более придирчивы к формальностям. Страховка, бронирование отелей, запас наличных денег, обратные билеты — все это могут спросить на границе. Будьте готовы к вопросам, заранее распечатайте все бумаги на английском или на языке той страны, куда едете. Сегодня стоит иметь на руках расширенный пакет документов.
— Немного затронем сам туристический рынок России. Как кризисы из-за пандемии и конфликта на Украине отразились на количестве зарегистрированных туроператоров? Многие покинули рынок?
Осауленко: Рынок вполне устойчив. За последние 3 года количество туроператоров в федеральном реестре практически не поменялось. Что касается выездного сегмента — там есть небольшое сокращение, но оно не превышает 10%. На 1 января 2022 года в реестре туроператоров в сфере выездного туризма было 412 компаний, в этом году — 396. Государство оказало мощную поддержку компаниям для того, чтобы они сохранились на рынке. Это положительный момент для потребителей. Только действующий оператор может рассчитаться по долгам с путешественниками, а также произвести очередной тур или заменить его.
— Уточните, как обстоит дело с задолженностью компаний перед туристами?
Осауленко: По данным Федерального агентства по туризму, весной 2022-го общая сумма долга составляла в районе 65 млрд рублей. Уже осенью (ноябрь–начало декабря) эта цифра сократилась более чем в 6 раз — где-то до 10 млрд. Сегодня мы говорим о том, что задолженность составляет порядка 1,2–1,5 млрд рублей. Операторы, агенты понимают свою ответственность, и погашение долгов идет.
— В России набирают популярность речные круизы. При этом цены варьируются удивительным образом: от 18 тыс. рублей за три дня до 500 тыс. и даже более. Откуда такой прайс?
Барзыкин: Востребованность речных круизов выросла где-то на 40%. В этом году отправятся в круизы 370–400 тыс. туристов. Если говорить о примерных ценах, то, например, 3 дня по Волге обойдутся в 17 тыс. на человека. В стоимость входят прием пищи (3 раза), проживание (2–4-местные каюты). Экскурсии приобретаются дополнительно. Никто никаких услуг не навязывает. Но есть также премиум-круизы. Например, 10 дней по системе «все включено» на Валаам через Санкт-Петербург выйдет в 150 тыс. Но это с экскурсионной программой, и, поверьте мне, оно того стоит. Что касается цены в 500 тыс. рублей, то тут речь может идти об экспедиционных круизах по Енисею или по Байкалу. Эти поездки особенные, со своими условиями, обеспечением, экскурсиями. Тур на Енисей — один из самых дорогих. По маршруту ходит всего-навсего один теплоход. Все круизы продаются еще в марте и на весь сезон до конца октября. Также не надо забывать, что у ряда россиян есть преференции на покупку круиза. Можно, например, получить пенсионную скидку от 3 до 5%. Но на май уже очень сложно забронировать тур. А на летний сезон, практически уверен, все будет забронировано.
Речные круизы — крайне востребованная услуга, но надо думать и о другом: обустройстве портопунктов, углублении фарватеров. Да и самим плавсредствам — 15, 20, а то и все 40 лет. Да, они безопасны, да, их обслуживают, но поверьте, гораздо приятнее путешествовать на новом судне с панорамными окнами, чем на стареньком, из советской эпохи, хотя стиль ретро тоже востребован.
— Несколько вопросов от наших читателей. Стоит ли рассматривать для отдыха с детьми Абхазию? Что лучше выбрать: тур или самостоятельное путешествие?
Осауленко: С одной стороны, это другая страна, но при этом перевозка-логистика — внутренняя. Туристы приезжают в порт Адлера и буквально через 3 минуты находятся уже на приграничном пункте. Въезд осуществляется по российским паспортам, валюта — российский рубль, все банковские карты и телефоны работают. И цены, скажем так, совсем не сочинские. Все намного дешевле. Безусловно, Абхазия привлекает тех туристов, кому по цене интересен эконом-сегмент. Наши партнеры в Абхазии говорят о том, что в этом году они готовы принять около 2,5–3 млн российских туристов. Основной сдерживающий фактор для турпотока — пункты пропуска. К сожалению, это одно наземное узкое горлышко, но к концу этого года должно открыться авиационное сообщение. Также есть информация о том, что в 2023-м будут запущены морские суда, которые станут ходить из Сочи до Сухума.
— Существует ли бюджетная альтернатива Черному морю?
Осауленко: Калининградская область очень востребована. Да, там свои курорты, да, чуть холоднее море, но это лучше для здоровья. Есть также Азовское побережье, Каспий в Дагестане — там уже есть гостиницы 4 звезды и пляжи. Да, это не ОАЭ, но вода теплая, песок мелкий, и возможность туда выехать — реальная. К слову, есть и зарубежные варианты. Например, летом планируется открыть чартерные программы в Казахстан.
— Посоветуйте туристам, как же все-таки сэкономить на отдыхе?
Осауленко: Первое: если вы планируете отдых, то четко определитесь с датами. Заранее забронированный тур — это как минимум минус 10–12% от цены. И второе: выбирайте только организованный тур. Это гарантия, что поездка состоится, и деньги никуда не канут. Только организованные туристы в соответствии с законодательством РФ имеют гарантии под свои финансовые затраты.
Барзыкин: Если планируете отдых с детьми, то заранее ознакомьтесь с тем, какие бонусы и преференции вам доступны. Как правило, на детей до 12 лет предусмотрены скидки до 50%, а совсем маленькие путешественники (до 6 лет) зачастую принимаются бесплатно.
Горин: Наверное, стоит смотреть на новые направления. Если бюджет Турции не подходит, то через туроператоров сейчас можно найти альтернативные предложения и даже дешевле. Повторю за коллегами: раннее бронирование — это очень важный аспект. Смелее меняйте дни, недели вылетов. Это может позволить серьезно сэкономить.