Марат Хуснуллин поручил расширить круг получателей субсидий на оплату услуг ЖКХ. В заветный перечень, вероятнее всего, попадут наименее защищенные слои населения — малоимущие, пенсионеры, инвалиды. Власти собираются снизить максимальную долю расходов на оплату услуг ЖКХ в доходе семьи по всей стране до 15%. Сейчас в большинстве субъектов предельная планка составляет 22%.
К слову, по данным Росстата, в 2019-м допандемийном году субсидии на оплату услуг ЖКХ получали более 3 млн российских семей (5,7% от их общего числа). Из бюджета на это было выделено 75 млрд рублей. Если порог снизят до 15%, то на льготу потребуется дополнительно около 30 млрд рублей. Рассчитывать на субсидию смогут еще 1 млн семей, подсчитывали в Госдуме.
Тем же, кому адресная поддержка полагаться не будет, придется раскошелиться на коммуналку по полной программе. Ранее вице-премьер анонсировал реформу ЖКХ и отметил, что для ее реализации требуется проведение глобальной перестройки отрасли, на которую понадобится не менее 1 триллиона рублей. Взять деньги, по всей видимости, решили с самих потребителей. Речь идет о доведении тарифов до экономически обоснованных, а в таком случае коммунальные платежи могут начать расти выше инфляции.
Если будет разрешено повышать коммунальные тарифы выше инфляции, то это будет настоящая катастрофа для людей, считает специалист в области ЖКХ, директор Организации народного контроля Наталья Чернышева. «Снятие предельных значений тарифов, ранее ограничиваемых по инфляции, развяжет руки таким повышениям, которые будут пытаться обосновывать необходимостью ремонтов и модернизации, — говорит Чернышева. — Модернизацию надо было проводить уже давно, и это не вина жильцов, если какие-то ресурсоснабжающие организации вовремя этого не сделали. Кроме того, прокуратура во время своих проверок уже выяснила, что в целях «обоснования» необходимости повышения тарифов ресурсники зачастую включают необоснованные повышения зарплат и бонусов своим топ-менеджерам».
Тем не менее, в очередной раз всю модернизацию собираются проводить за счет граждан, потому что так легче, чем выяснять, почему необходимые ремонты не были раньше выполнены ресурсниками. Сейчас в стране около 17 млн. людей с крайне низкими доходами, которым тяжело оплачивать ЖКХ, и субсидии, которые в среднем составляют около 1,7 тыс. рублей в месяц на семью, не очень сильно помогают.
«Если тарифы будут повышать больше уровня инфляции, то это коснется всех, а обещанные субсидии будут выплачиваться только отдельным категориям граждан, — полагает Чернышева. — В целом бремя коммунальных платежей по стране вырастет — причем весьма заметно. Очень хочется надеяться, что субсидии будут повышены хотя бы до 50% сумм по счетам за ЖКХ, а категории подпадающих под субсидии расширены. Возможно, для этого потребуется взять средства из Фонда национального благосостояния, но это лучше, чем перекладывать всю перестройку ЖКХ исключительно на плечи граждан».
Снижая тарифы для малоимущих, государство будет получать дополнительные средства благодаря тем, кого станет платить гораздо больше, тем самым нивелируя просадку в этих платежах, объясняет сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.
«Многое будет зависеть от того, как именно будут проводиться работы по экономическому обоснованию тарифов и насколько активно будет вестись работа по модернизации инфраструктуры ЖКХ. Рост может быть и на 10% в год, и на 15%, и в некоторых случаях на 20%», — отмечает он.
Но ключевым вопросом остается именно экономическое обоснование повышения коммунальных тарифов и то, за что вообще люди будут платить такие деньги. «Одно дело, когда воду из водопровода можно будет пить без дополнительной фильтрации, а аварии на теплотрассах перестанут существовать как явление. Другое дело, когда ничего не изменится, а сумма в платежках продолжит расти», - делает вывод аналитик.