Очередное заседание Технического комитета по выполнению обязательств по ограничению добычи нефти в рамках ОПЕК+ его участники встречают в сложной обстановке. Напомним, что на последнем саммите ОПЕК+ в первой половине июня с подачи главных участников коалиции — России и Саудовской Аравии — было принято решение об увеличении производственных мощностей на 1 млн баррелей в день.
Это оказалось сенсацией: смысл существования ОПЕК+ заключался в стабилизации нефтяных цен за счет ограничения добывающих ресурсов. Цены на «черное золото», которые в июне оставались на уровне в $77–79 за баррель, внушали уверенность в стабильности мирового нефтяного рынка. Поэтому инициаторы подъема добычи сигнализировали об увеличении спроса на углеводороды во второй половине года и настаивали на росте производства.
Однако произошло обратное. Неожиданно Вашингтон (не участвующий в соглашении) заговорил о расконсервации своих нефтяных запасов, вследствие чего темпы роста спроса на «черное золото» начали падать: если ранее эксперты прогнозировали их увеличение до конца года на 4–5%, то сейчас самая оптимистичная оценка роста — не более 2%. Учитывая, что мировая добыча, включая изменяющиеся квоты ОПЕК+, обещает прибавить, то итоги года способны оказаться весьма плачевными.
Котировки сырья с начала июля снизились более чем на 10% — до $71. Главной причиной обвала эксперты как раз и называют решение ОПЕК+ об увеличении добычи. «Рынок ощутит еще большее падение цен в конце июля — начале августа, когда придут данные о сделках, заключенных уже после саммита ОПЕК+», — отмечает начальник аналитического управления УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.
Подстегнуть интерес к нефтегазовому рынку даже не смог очередной ежемесячный отчет ОПЕК, согласно которому предложение нефти в 2019 году вырастет на 2,1 млн, а спрос — лишь на 1,4 млн баррелей в сутки. Спасти положение не смогла статистика из-за океана: по данным Минэнерго США, запасы нефти в Штатах в середине июля увеличились на 600 тыс. баррелей и сняли угрозу роста дефицита на американском энергетическом рынке.
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, дополнительную роль в падении нефтяных цен сыграло предварительное решение Вашингтона о расконсервации стратегического резерва «черного золота», если цены на нефтяном рынке будут продолжать подниматься. Напомним, что американский резерв был создан после энергетического кризиса 1973 года, когда цена барреля разом подскочила в четыре раза. До сих пор к резерву обращались всего два раза: в 1991 году, когда из-за военных действий в Ираке были сокращены поставки сырья с Ближнего Востока, и в 2005 году, когда пришлось искать деньги, чтобы справиться с ущербом от урагана «Катрина». Однако теперь президент США Дональд Трамп готов продать половину стратегического запаса — или 350 млн баррелей в день.
«Такие инициативы говорят об одном: фундаментальные факторы давно перестали играть главную роль в адаптации конъюнктуры сырьевого рынка под современные реалии. Власть над ценами находится в руках биржевых спекулянтов, которые более умело и оперативно реагируют на процессы, происходящие на мировом рынке сырья, нежели государственные ведомства и международные организации. Они же — биржевые игроки — и снимают основные сливки с переменчивой нефтяной конъюнктуры», — полагает Пикин.