Суть маневра — переход нефтяных доходов федерального бюджета с экспортной пошлины на сырую нефть на поступления от налога на добычу полезных ископаемых (нефть). К 2024 году пошлина будет ликвидирована в результате сокращения с нынешнего уровня 30% за шесть лет ежегодным шагом в 5%. Повышение НДПИ, а оно будет происходить до 2021 года, распространится на всю, а не только на экспортируемую нефть.
Так достигается главная цель маневра — независимость бюджета от капризов нефтяной конъюнктуры. «В рамках завершения налогового маневра мы сейчас прорабатываем системные механизмы демпфирования такого стремительного изменения цены на нефть на внутреннем рынке и в оптовом звене в зависимости от колебания мировых цен на нефть. Продумываем некую формулу, которая позволила бы снижать эти риски. Необходимо найти системное решение, потому что принимать каждый раз точечные решения — это неправильно» — так формулировал цель маневра директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
Если оперировать только ликвидацией экспортной пошлины на нефть и ростом НДПИ, то совершенно очевидно: эта пара стимулирует рост внутренних цен на нефть и вывоз сырой нефти, так что цены на нефтепродукты вырастут. Правительство, конечно, видит эту опасность и дополняет налоговый маневр страховочными мерами. Это прежде всего отрицательный акциз, представляющий собой компенсирующую субсидию, которую получат НПЗ, но не все, а те, что производят бензин и дизельное топливо не ниже пятого класса, поставляя, как рассказал министр энергетики Александр Новак, не менее 10% произведенного топлива на внутренний рынок. Те НПЗ, которые пока не освоили производство бензина пятого класса, получат для модернизации еще три года.
Сохранятся и привычные положительные акцизы. Из-за недавнего скачка цен на бензин, произошедшего именно в рамках нефтяного налогового маневра, подъема акциза на бензин, который должен был состояться 1 июля, не произойдет. Более того, акциз был снижен, и это был самый действенный удар по росту бензиновых цен, остановивший их. Но это временная мера. В 2019 году акцизы вернутся к восхождению. Ставка акциза повысится с нынешних 8,213 тысячи рублей за тонну бензина до 12,3 тысячи рублей.
Как у доктора Пилюлькина из сказки про Незнайку был универсальные средства для всех пациентов: касторка и йод, так и у правительства — НДПИ и акцизы (положительные и отрицательные). Ну и каковы ожидаемые результаты такого «лечения»?
Главный итог назвал вице-премьер Дмитрий Козак: «1,3–1,6 трлн рублей в течение шести лет получит федеральный бюджет от налогового маневра». Кто эти деньги заплатит? Нефтяники, но не они одни. Уже есть оценки, по которым бензин и дизтопливо подорожают в среднем на 30 копеек за литр, цена на остальные нефтепродукты повысится в полтора раза. Так что платить придется всем. В чем, впрочем, с самого начала мало кто сомневался.
Есть и еще один итог. Расширяется сфера ручного управления. Самый яркий пример — туман вокруг отрицательной ставки акциза, то есть части акцизного платежа, которую вернут нефтепереработчикам. Дмитрий Козак признал, что ставка будет дифференцирована для разных НПЗ.
Строго говоря, это вмешательство в механизм конкуренции и объект лоббистских битв. Уже объявлено, что льготный механизм будет применяться к компаниям, реализующим крупные проекты, а также подпавшим под санкции. Так что простор для принятия индивидуальных решений открыт. Вместе со всеми хорошо известными сопутствующими явлениями. Скорее всего, рынок нефтепереработки ждет передел. И не исключительно по экономическим причинам.