С одной стороны, Россия выступает за продолжение работы в рамках ОПЕК+. Как говорит глава Минэнерго Александр Новак, на последних переговорах президента Владимира Путина с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом было достигнуто соглашение о бессрочном продлении меморандума ОПЕК+ по ограничению производства «черного золота». Правда, министр оговорился, что сначала необходимо подобрать новый формат взаимоотношений.
В качестве нововведения Новак предлагает пересмотреть главную идею соглашения ОПЕК+ и повысить квоты на добычу с 1 июля на 1,5 млн баррелей в сутки (по информации Bloomberg, расширение квот составит 300–600 тыс. баррелей). Аналогичную позицию, по его словам, разделяют в Эр-Рияде. Пока это предложение распространяется только на III квартал сего года. «Будет рост спроса, поэтому такие предложения целесообразны», — поясняет министр. По его словам, в новом соглашении не будут обозначены конкретные объемы добычи каждого участника соглашения, но будет закреплена возможность регулирования его мощностей. Напомним, что ранее прогнозировалось, что на саммите будут оговорены условия возможного дополнительного сокращения производства.
Новую инициативу предполагается рассмотреть 22–23 июня на предстоящих ежегодных встречах участников ОПЕК и независимых производителей нефти в Вене. Далеко не все делегаты саммита разделяют подобную позицию. По словам представителя Ирана в ОПЕК Хуссейна Каземпура Ардебили, его страна при поддержке Венесуэлы и Ирака будет блокировать предложение Москвы и Эр-Рияда.
Впрочем, позиции этих государств в картеле довольно слабые. Они могут не пропустить идею повышения добычи, но не могут справиться с отраслевыми проблемами. Ежемесячные потери мирового рынка из-за падения производства в Венесуэле и Иране, по некоторым оценкам, составляют до 1 млн баррелей, тогда как рост добычи другими государствами сбалансирует рынок и лишит противников повышения квот миллиардов долларов возможной прибыли.
Занять высвободившуюся долю нефтяного экспорта странам ОПЕК+ крайне важно. Цены выше $70 позволили американским компаниям быстро восстановить добычу сланцевых углеводородов. В майском отчете картель прогнозирует рост производства в США по итогам года на более чем 1 млн баррелей. Иными словами, американцам, не обремененным никакими соглашениями, вполне по силам самим восполнить выпавшую экспортную долю Каракаса и Тегерана.
России также принципиально добиться решения о повышении квот. Наша страна три месяца подряд нарушает свои обязательства, обозначенные в меморандуме ОПЕК+: в марте–мае российские компании производили примерно на 5% больше нефти, чем закреплено в сделке. Пересмотр квот официально разрешит подобное нарушение, тем более что ранее Россия добывала даже меньше, чем разрешено.
По словам начальника аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергея Суверова, сейчас котировки нефти откатились с $76–77 до $72–73. «Даже если на саммите это предложение будет только обсуждаться, сама по себе тема грозит обвалить баррель в район $65. Если квоты повысят, то «бочка» рискует провалиться до $60», — считает эксперт.
Между тем, по словам директора аналитического департамента «Альпари» Александра Разуваева, есть информация, что в Вене нефтяные экспортеры согласуют постоянную поддержку уровня мировых цен на нефть как раз в $60–65. То есть страны-участники сделки смогут превышать квоты, но главное, чтобы цены оставались в утвержденном диапазоне.