Как можно раньше выйти на пенсию, «МК» рассказали эксперты.
Существует несколько категорий граждан, кому положена досрочная пенсия при определенных условиях: это инвалиды, многодетные матери, люди, у которых есть дети-инвалиды, те, кто работал на вредной работе или на Крайнем Севере, и некоторые другие. Многие сейчас мечтают попасть в эти категории, ведь трудиться еще несколько лет — перспектива не радужная.
Директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ ВШЭ Сергей Смирнов считает, что у обычных граждан мало шансов стать пенсионерами досрочно:
— Если человек находится в предпенсионном возрасте, он просто физически уже не успеет опробовать все механизмы раннего выхода на пенсию: на вредную работу он вряд ли устроится, тем более что там необходим определенный стаж, взять под опеку детей-инвалидов тоже ему будет не всегда сподручно, ведь чтобы вырастить детей, нужны силы, которых уже нет у людей предпенсионного возраста. Такой шанс есть у молодежи, но вряд ли она им воспользуется, так как для большинства из них пенсия — далекая перспектива.
Если же люди задумываются насчет того, как им повысить уровень доходов перед пенсией, то, однозначно, это сделать будет непросто, — говорит эксперт. — В условиях компьютеризации того же Пенсионного фонда сложно приписать себе стаж и дополнительные доходы. Самый реальный способ «повысить пенсию» — договориться с молодыми сотрудниками, чтобы получать их зарплату с возвратом денег наличными. Насколько молодые люди готовы к такой поддержке людей старшего поколения? Уверен, что по такому пути пойдут единицы.
Советник юстиции Рудольф Иванов рассказывает, что в его практике увеличилось количество обращений, когда россияне хотят выйти на пенсию пораньше:
— Первое, что бы я посоветовал людям, которые подпадают под закон о повышении пенсионного возраста, — проанализировать свою трудовую деятельность. Стаж людей, работавших когда-то на вредных производствах, сегодня не всегда учтен. Например, сварщики могут выходить на пенсию после 12,5 года труда, и в стаж входит время их учебы в ПТУ и службы в рядах Советской армии. Очень часто сотрудники Пенсионного фонда не включают в общий стаж учебу в профессиональном училище. Они как бы «не замечают» эти годы, а наши граждане плохо знают свои права. Я разговаривал с сотрудниками Пенсионного фонда, и они в частной беседе рассказали, что, мол, у них есть негласная команда: «Есть возможность — надо человеку отказать».
В стаж часто не включают периоды декретного отпуска, в котором находились женщины до 1992 года, — хотя по закону положено. В суд по таким случаям обращаются единицы, хотя шанс выиграть у людей очень высок.
Эксперт считает, что еще одной лазейкой для тех, кто хочет выйти на пенсию досрочно, может стать восстановление своего забытого стажа на предприятиях, которые не вели трудовые книжки в 1990-е годы. Сделать это непросто, некоторые фирмы делали отчисления в Пенсионный фонд за сотрудников, некоторые — нет. Если восстановить данные о своих взносах, возможно, люди смогут прибавить к своему стажу еще несколько лет. Главное, подать заявление вовремя.
— В случае, если заявление будет подано до вступления в силу закона о новом пенсионном возрасте, пусть даже его не успеют рассмотреть и дать ответ, человек сможет выйти на пенсию раньше при положительном решении впоследствии.
По словам Рудольфа Иванова, другой способ выйти на пенсию пораньше — оспаривать свою группу инвалидности перед медиками. Но это намного сложнее, чем включить в стаж время учебы или службу в Советской армии:
— У нас сейчас, судя по практике, инвалидом I группы может быть признан только человек без ноги, руки или на последней стадии рака. Дело в том, что те, кто лечит нас, и проводят экспертизу. У них получается, что «все в порядке», и инвалидность дают людям только в крайнем случае. Я думаю, что существует негласная «корпоративная этика», и медики поддерживают друг друга.
О своих хождениям по мукам нам рассказала Валентина из Подмосковья. Ее муж тяжело заболел и решил оформить инвалидность первой группы, чтобы досрочно выйти на пенсию:
— У мужа было плохо с сердцем, начали отекать ноги, постоянно болела голова — работать он уже просто физически не мог. Мы пошли на комиссию по поводу инвалидности, Ивану дали только II группу с возможностью работать. А где он работу себе найдет в таком состоянии? Я поругалась с врачом, а она сказала — кладите его в областную больницу. Как будут результаты обследования на руках, тогда будем дальше рассматривать ваше дело. В областной центр я его везти уже не могла, так как он был нетранспортабелен. К тому времени уже начались нагноения на руках. Положить в больницу мы его так и не успели — он умер. Не получили ни лечения, ни пенсии.
— Что касается получения инвалидности — сейчас с этим достаточно сложно, и количество инвалидов у нас в последние годы уменьшилось, — подтверждает Сергей Смирнов. — Отдельные случаи коррупции, когда инвалидность дают здоровым людям, безусловно, возможны, но это в преддверии поднятия пенсионного возраста будет носить единичный характер. А резать себе в срочном порядке ногу или заболевать туберкулезом по-настоящему никто не будет.
По словам специалиста, сейчас уже невозможно ничего принципиально изменить. И нет институциональных возможностей защититься от повышения пенсионного возраста. Государство выступает монополистом, и тут уже ничего не поделаешь.
Читайте материал: Правительство объявило о повышении пенсионного возраста: кого затронет реформа