Индекс цен на молочную продукцию в мае этого года вырос на 11,5% по сравнению с 2017 годом, следует из отчета Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO). Эксперты отрасли считают, что мировая тенденция не скажется напрямую на российском молочном рынке, но цены на продукцию все равно поползут вверх, правда по другим причинам.
Мировая динамика цен на «молочку» стала причиной возвращения взаимного интереса РФ и Белоруссии, считает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров. Отметим, что 13 июня стало известно, что Минсельхозы России и Белоруссии подписали «дорожную карту» по процедуре снятия взаимных ограничений по поставкам молочной продукции.
Напомним, 6 июня Россия запретила импорт ряда молочной продукции из Белоруссии: молоко и сливки наливы, молоко сухое и сгущенное — все вида сырья в упаковке более 2,5 литра. Россельхознадзор нашел в товаре запрещенные антибиотики. «К сожалению, если усреднить весь рынок молочной продукции - то что проверял Росконтроль за пять лет - мы видим, что в среднем в проверенных продуктах не менее 50% обычно содержит те или иные нарушения требований безопасности или качества, либо имеет место введение потребителя в заблуждение, то есть фальсификат», — рассказал руководитель Росконтроля Максим Рудаков.
Ограничения на поставки отечественное надзорное ведомство отменило уже 11 июня. К слову, Россия обеспечивает себя молоком на 75%. Остальное — импорт, причем преимущественно белорусский. На Белоруссию приходится 88% всех поставок — 950 тыс тонн за 2017 год, по данным Россельхознадзора.
Главный специалист Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков рассказал «МК» о факторах, которые могут привести к росту цен на «молочку». «Во-первых, это возможное ослабление российского рубля к американскому доллару в ближайшие 2-3 месяца на 4-5%. Во-вторых, стремительный рост цен на топливо в России», — подчеркнул эксперт. По его словам, в ближайшие полгода цены на молоко могут вырасти на 15%. Если к вышеперечисленным факторам прибавить внезапные внутренние изменения на рынке, то «общий рост цен на продукцию в ближайшие полгода может составить от 25 до 35%», резюмировал аналитик.
Рост цен на молочную продукцию даже на 20% — это маловероятный вариант, но предпосылки к тому есть, считает член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк,. В первую очередь, на стоимость окажет влияние маркировка, которая разделит качественную и некачественную продукцию. Расходы на неё будут увеличивать себестоимость товаров и конечные потребительские цены. Рост стоимости будет зависеть, например, от того, какие именно виды идентификационных знаков будут использоваться — наклейки, QR- коды, штрихкоды, радиочастотные метки, нанометки. «Вероятно увеличение стоимости в пределах 5% — больше не позволят стабильно снижающиеся объёмы потребления», — сказала Вовк.
В нашей стране сейчас на душу населения в год приходится 233,4 кг молока при рекомендации Минздрава РФ потреблять минимум 325 кг. Несмотря на это, российские фермеры не в состоянии без помощи поставщиков сырья из-за рубежа удовлетворить спрос населения. По оценке Минсельхоза, дефицит отечественного молока весьма велик — порядка 25% от общего объёма потребления. «При желании правительства поддержать производителей, выход на самообеспечение возможен. Для этого потребуется минимум 5 лет, а объёмы поддержки явно должны быть не меньше прежних 20 млрд. рублей, которые были вложены в отрасль государством с 2012 года», — рассказала Вовк.
Сможет ли Россия обойтись без Белорусской продукции? Молоко было бы удобно импортировать из Европы: недалеко, но ответные санкции не позволяют, отметила в разговоре с «МК» Анна Вовк. «Молоко из Новой Зеландии, например, будет слишком дорогим из-за сложной логистики и не будет пользоваться заметным спросом», — полагает эксперт. Отраслевые специалисты убеждены, если же на отечественном рынке молочной продукции все-таки образуется дефицит, его с легкостью заменит товар из Ирана, Швейцарии, Сербии, Аргентины и Турции.