Выступая на Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге, Набиуллина порадовала позитивной статистикой. По ее словам, действующая в России финансовая система стала гораздо устойчивей, чем 10 лет назад. «Более того — устойчивее, чем была четыре года назад, в 2014 году», — полагает глава регулятора.
Но самое главное, годовая инфляция в России по итогам 2017 года составила всего 2,5%, что стало рекордно низкой отметкой роста потребительских цен за всю новейшую историю России. За 2016 год уровень инфляции составил 10%, а годом ранее практически дошел до 13%. Поэтому за прошедший период правительству и ЦБ удалось достигнуть качественного прогресса в деле обуздания цен.
Читайте материал: Набиуллина: снижения цен на бензин ждать не стоит
Однако, по словам Набиуллиной, хотя ее ведомству и удалось достичь снижения инфляции, но регулятор пока не смог добиться того, чтобы люди поверили, что так будет и впредь. «Мы еще не решили многих задач, не добились того, чтобы люди поверили, что инфляция низкая. Они ведут себя так, как будто инфляция высокая. Почему они говорят о том, что ставки по депозитам в 5-6% - недостаточные?», — задается вопросом Набиуллина. И сама себе отвечает: потому что люди думают, что в будущем инфляция будет выше, а нынешний уровень ключевой ставки, которая снижалась с декабря 2014 года, им кажется отрицательной для вложения средств на банковские счета. «Надо много сделать, чтобы инфляционные ожидания снизились», — подчеркивает она.
В связи с этим, Набиуллина не исключает, что ЦБ изменит свою политику в отношении ключевой ставки на прямо противоположную. Между тем, ключевая ставка влияет не только на депозитные вклады, но и на кредиты, а через них - на разгон инфляции. Глава ЦБ это подтверждает: «Возможна ситуация, когда ставки могут повышаться, если будут возникать проинфляционные риски. Последние несколько лет финансовые институты жили в условиях снижающихся процентных ставок. И уже сейчас нужно задуматься, как будет устроено ценообразование на финансовые инструменты в условиях, когда движение ставок перестает быть однонаправленным», — отмечает глава Банка России.
Подробнее: Набиуллина предложила увеличить сумму компенсации вкладчикам лопнувших банков
Тем не менее, одним из основным факторов, влияющих на разгон инфляции станут все-таки топливные цены. Несмотря на попытки правительства управлять ценообразованием с помощью экономических инструментов, в частности, путем снижения внутренних акцизов на бензин и дизельное топливо, а также за счет роста экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, эти механизмы окажут благоприятное воздействие лишь спустя несколько месяцев. Сначала розничные цены на топливо, которые выросли в последние два месяца на 13% и более, должны войти в соответствие с оптовыми.
«В настоящее время розничная цена литра бензина может отличаться от оптовой на 5%. Наценка зависит от бизнес-модели каждой конкретной АЗС: с каким количеством посредников она работает (в среднем, в цепочке задействованы два-три контрагента и каждый берет свою комиссию). Точные данные по наценкам никто не раскрывает — это коммерческая тайна. Однако текущие оптовые цены на тонну топлива говорят о том, что литр АИ-95 в среднем должен стоить плюс-минус 53 рубля. В стоимости основных продуктов доставка составляет 10-30%. В связи с этим, реальная инфляция по итогам года может оказаться в привычном для россиян ориентире — в 10-12%», — прогнозирует старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
Читайте материал: Кудрин в глаза "припечатал" Силуанова на обсуждении бюджета