Конец эпохи локального авиа-монополизма

Закрытие «Саратовских авиалиний» подвело черту под одной негативной и явно затянувшейся историей в российской гражданской авиации

Оставляя за пределами этой заметки катастрофу Ан-148 «Саратовских авиалиний», приведшую к необратимой трагедии для сотен российских граждан и снова отбросившую нашу страну в низшую, «африканскую», категорию в области обеспечения безопасности полетов, хотел бы остановиться на нескольких аспектах, которые, на мой взгляд, имеют важное, системное значение для дальнейшего развития воздушного транспорта в нашей стране.

Закрытие «Саратовских авиалиний» подвело черту под одной негативной и явно затянувшейся историей в российской гражданской авиации
Фото Борис Рыбак,генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост»

тестовый баннер под заглавное изображение

Никто вероятно сегодня не будет оспаривать тот очевидный факт, что нашей огромной стране необходима развитая сеть авиасообщения и много авиакомпаний, разных по размеру и своей специализации. О необходимости стимулирования региональных авиаперевозок говорят в правительстве, в местных и региональных законодательных и исполнительных органах, в СМИ. Выделяются субсидии, создаются новые авиаперевозчики. Понятно, что ведущие перевозчики – такие как «Аэрофлот», С7, ЮТЭйр не могут и не должны обеспечивать все маршруты, необходимые на обширных пространствах нашей страны, особенно региональные. Поэтому правильно задавать вопрос не о необходимости региональных авиакомпаний, а о том, какими они должны быть.

«Саратовские авиалинии», которые одновременно являлись оператором аэропорта г. Саратова, представляли собой один их последних в нашей стране примеров архаичной и неэффективной организации региональной системы воздушного транспорта, доставшейся нам в наследие от объединенных авиационных отрядов гражданской авиации СССР. То, что такая организационная модель неработоспособна в рыночных условиях, стало ясно к концу 90-х, и министерство транспорта в начале 2000-х годов выпустило директиву, предписывающую разделение объединенных авиапредприятий на авиакомпании и аэропорты.

Однако далеко не все региональные авиапредприятия горели желанием выполнять распоряжения регулятора. Последними крупными бастионами локального монополизма были Пулково и Красноярск с его аэропортом Емельяново. Оба предприятия использовали все доступные приемы, для того, чтобы не допустить в свои воздушные гавани конкурирующие с собственными авиакомпании. Были скандалы, судебные разбирательства, но государственные регуляторы в лице министерства транспорта и подведомственных ему служб и агентств смотрели на эту практику сквозь пальцы и власть применять не спешили -- памятуя о постоянных апелляциях местных монополистов к региональным властям для защиты своих интересов.

Представляется закономерным, что в итоге авиакомпании, исповедовавшие подобную бизнес-модель, деградировали и оказались неспособными выдержать конкурентную борьбу на российском авиационном рынке: красноярская «КрасЭйр» с группой подобных же авиакомпаний, объединённых в альянс «Эйр Юнион» разорились, спровоцировав масштабный пассажирский кризис в 2008 г., а «Пулковские авиалинии», переименованные в ГТК «Россия», после ряда реорганизаций оказались под крылом «Аэрофлота».

Причина этого вполне банальна – полагаясь на монопольное положение, а не на эффективность и качество предоставляемых услуг, лишенные необходимости ежедневно соревноваться с конкурентами, эти авиакомпании оказались неспособными к внедрению современных решений.

В истории с «Саратовскими авиалиниями» вся эта грустная история повторилась вновь – но уже в конце второго десятилетия 21 века. Объединенное авиапредприятие стояло стеной, лишь бы не допустить на свой рынок другие авиакомпании, вполне резонно предполагая, что конкуренции оно не выдержит. Ютэйр, «Аэрофлот» и другие авиакомпании многократно пыталась открыть рейсы в Саратов, но все время получали отказы. А в это время «Саратовские авиалинии» продолжали эксплуатировать давно устаревшие и экономически безнадежно неэффективные Як-42, что было бы абсолютно невозможно в конкурентной среде. Когда произошло несчастье с Ан148, привлекшее пристальное властей к тому, что происходит в авиакомпании, и последовавшую за выявлением многочисленных нарушений приостановку действия свидетельства эксплуатанта, авиакомпания, вместо того, чтобы устранить недостатки в своей работе (как поступают все авиакомпании, работающие в конкурентной среде), стала апеллировать к региональным властям, предсказывая потерю более тысячи рабочих мест, затеяла поспешный ре-брэндинг, и под занавес заявила, что закроет аэропорт, оставив регион без воздушного сообщения с «большой землей». Последнее – на мой взгляд, похоже на шантаж, правда, непонятно на кого рассчитанный: решение о закрытии аэропорта федерального значения, коим является Саратовский аэропорт – исключительная прерогатива федеральных властей.

Но здесь коса нашла на камень. Министерство транспорта проявило твердость и сработало быстро и решительно. Организовав штаб по предотвращению негативных последствий закрытия авиакомпании, и проведя консультации с другими участниками рынка авиаперевозок, удалось составить работающий план развоза пассажиров закрытой авиакомпании и обеспечить возврат денег тем, кто еще не воспользовался ее услугами. Конечно, процесс получения денег за сданные пассажирами Саратовских авиалиний будет долгим и мучительным. Механизмы возврата средств у закрытого перевозчика который на самом деле и несет всю ответственность за сложившуюся ситуацию – это в любом случае прецедент. И возврат денег идет не напрямую от юрлица их получившего, а через Транспортно-клиринговую палату (даже была выпущена инструкция для пассажиров), что конечно растягивает «удовольствие», так как приходится делать это в претенциозном порядке, а не одной кнопкой, как в случае с рядовым возвратом. Но, тем не менее, в результате оперативного межведомственного взаимодействия и эффективной реакции министерства на предкризисную обстановку, удалось предотвратить хаос и неразбериху, которые постоянно сопровождали аналогичные ситуации в прошлом.

Мне кажется, что во всей этой истории кроется ответ на вопрос, какими должны быть российские региональные авиакомпании. Они должны быть максимально современными, хорошо организованными и управляемыми, более динамичными и эффективными, наконец, даже более точно соответствующими всем требованиям, чем крупные авиакомпании. И в компании, в которой работает несколько сотен человек, эксплуатируя десяток-другой самолетов это сделать намного проще, чем в авиакомпании, в которой работает 20 или 30 тыс. сотрудников и несколько сотен самолетов. Неотъемлемым качеством небольшой региональной авиакомпании должна стать повышенная ответственность за результаты своей деятельности, искреннее понимание того, что оказываемые ею услуги могут либо принести нашим согражданам радость и счастье, либо превратить их жизнь в кромешный ад. При этом государственный регулятор отрасли должен быть не полицейским с дубинкой, только и ждущим, когда прихлопнуть провинившегося, а наставником и помощником, создающим благоприятные условия для деятельности небольших региональных авиакомпаний.

Борис РЫБАК, генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру