Пиво в России пьет каждый второй. Даже несмотря на экономические перипетии, на ячменном напитке готовы экономить далеко не все. По данным агентства Initiative, в прошлом году отказывали себе в пиве или покупали более дешевые сорта только 40% наших соотечественников, что на 3% меньше, чем годом ранее. Россияне предпочитают «недоедать», чем «недопивать», — на продуктах питания экономят около половины жителей страны. Меньше, чем на пиве, экономят только на лекарствах — таких около 32% граждан.
Тем не менее производство пива в нашей стране снижается. По оценке Росалкогольрегулирования (РАР), по итогам 2017 года отечественный рынок ячменного напитка сократился почти на 5%, хотя эксперты ранее прогнозировали позитивную динамику и прирост в 3–5%. Причем спад производства пива приобретает лавинообразный характер. В 2016 году рынок сократился примерно на 1,5%, а в 2015 году — почти на 2%. В целом за последние 10 лет, по разным оценкам, производство пива в России упало примерно на 35%. И это при том, что с 1995-го по 2003 год выпуск ячменного напитка вырос в нашей стране более чем в 4 раза. В настоящее же время вслед за выпуском падают и продажи: в прошлом году они сократились на 2,5%.
В «полторашку» не наливать
В настоящее время в России работает более 1,2 тыс. пивоварен. Из них около 70 являются крупными компаниями, а остальные — это небольшие частные пивоварни, реализующие продукцию непосредственно вблизи производства. Самые крупные представители отрасли — таких в нашей стране пять — транснациональные холдинги.
Главную причину спада пивовары связывают с ограничением оборота напитков в ПЭТ-упаковке (речь идет о бутылках из термопластика) объемом более 1,5 литра. На «полторашки» приходится около 20% от реализуемого в России пива. Запрет на выпуск пива в большой таре начал действовать с 1 января 2017 года, а розничные продажи стали недоступными с 1 июля того же года.
Идея такой санкции появилась еще в 2013 году. Правда, ее инициаторы сначала хотели подойти к делу еще более кардинально — они предлагали разрешить розлив пива только в полулитровую ПЭТ-упаковку. Авторы законопроекта утверждали, что пиво в России потребляется «угрожающими объемами». Поскольку пластиковая тара стоит относительно недорого, розничные напитки в такой упаковке также стоят дешевле. Они доступны самым необеспеченным слоям населения. Большие объемы, в свою очередь, соблазняют людей на большее потребление спиртного. Законопроект был принят в первом чтении, однако затем его отложили в долгий ящик.
Против такого нововведения выступили крупные пивоваренные компании, которые сразу же начали подсчитывать убытки. Как рассказывают представители отрасли, большинство зарубежных корпораций, владеющих производственными мощностями и занимающих львиную долю российского рынка ячменного напитка, даже угрожали в случае вступления такого ограничения в силу покинуть нашу страну, что отрицательно сказалось бы на объемах производства и налоговых отчислениях в федеральный бюджет.
Учитывая, что «пивные» доходы казны исчислялись сотнями миллиардов рублей в год, в результате было принято компромиссное решение, и продажу пива в пластике ограничили «полторашками».
Надежда на мундиаль
Несмотря на падение производства, пивоваренная промышленность остается одной из немаловажных отраслей экономики. Она обеспечивает около 0,7% ВВП страны. Только в виде акцизов в 2017 году пивовары выплатили примерно 155 млрд рублей. Непосредственно в отрасли заняты 40 тысяч человек. В 10 раз больше рабочих мест пивовары создают в смежных сферах: сельском хозяйстве, логистическом секторе, торговле, рекламе. Стоит отметить, что все акцизные отчисления идут в региональные бюджеты, поэтому во многих российских населенных пунктах пивоварни являются градообразующими предприятиями и главными налогоплательщиками.
Любопытно, что на фоне сокращения отечественного производства пива в России стремительно увеличивается импорт ячменного напитка. Причем как в физическом, так в стоимостном выражении. По данным Федеральной таможенной службы, в 2017 году объемы поставок из-за границы выросли на 50%, а стоимость импортной продукции поднялась на 54%. Треть всего объема поставок пришлась на долю Германии (33% по стоимости и 29% по объему). При этом Германия увеличила поставки практически вдвое. Также заметно вырос импорт пива из Чехии (в 1,5 раза), Белоруссии (в 1,5 раза) и Бельгии (в 1,3 раза). При этом пиво составило всего 8% в общей стоимости импорта спиртных напитков. На долю вина пришлось 40%, а на долю крепких напитков — 38%.
Тем не менее доля импортного пива в России пока остается незначительной, в то время как его стоимость существенно выше отечественных аналогов. По данным Росстата, средняя цена литра российского пива в 2017 году составила менее 110 рублей. С 2010 года она выросла почти вдвое. Литр импортного пива в прошлом году стоил в среднем более 225 рублей, тогда как в 2010 году его можно было купить всего за 155 рублей.
Очевидно, что население выбирает отечественный продукт в первую очередь вследствие его ценовой доступности. Кроме того, импортные сорта представлены далеко не в каждом магазине. Найти их можно преимущественно в мегаполисах, тогда как на периферии купить бутылку зарубежного ячменного напитка крайне затруднительно.
Покоряя российский рынок, иностранные пивовары действуют более радикальным способом — за последние два десятилетия они скупили львиную долю отечественных производителей пива, а также построили новые мощности в нашей стране. В настоящее время, по оценкам отраслевых экспертов, пять зарубежных холдингов контролируют до 85% отечественного рынка пива.
После отстоя не доливать
Отдельной строкой на отечественном рынке ячменного напитка стоит крафтовое, или, как его принято называть в нашей стране, разливное пиво. По качеству изготовленный на небольших пивоварнях продукт значительно отличается от привычной в советское время «разливухи» — производители крафта закупают импортное оборудование и стараются улучшить вкусовые ощущения потребителя. В его производстве зачастую используются необычные добавки — шоколад, цитрусовые, молоко и корица, благодаря чему напиток приобретает эксклюзивный характер. Один из основных каналов сбыта крафтовых пивоварен — специализированные бары, пабы и магазины. Конечно, такое пиво не каждому по карману. В среднем полулитровая бутылка крафтового пива стоит от 120 до 350 рублей, что не лучшим образом сказывается на его конкурентоспособности в сравнении традиционным напитком в «стекле».
Тем не менее, в отличие от общего рынка пива, сегмент изготовленного на небольших пивоварнях ячменного напитка растет. Это общемировая тенденция. В США, по данным Американской ассоциации пивоваров, в 2017 году крафтовые пивоварни сварили почти 3 млрд литров напитка, что на 5% больше, чем годом ранее. В целом в Штатах частные пивоварни занимают более 12% своей отрасли. Отечественным крафтовым пивоварам до таких показателей еще далеко. Их доля на российском рынке составляет всего 2–3%.
Между тем даже такой небольшой сегмент рискует исчезнуть или существенно сократиться в объемах. Дело в том, что государство готовится предпринять ряд мер по ужесточению регулирования пивной отрасли. В частности, Росалкогольрегулирование (РАР) предлагает ввести лицензирование пивных напитков в части их производства и оптового оборота, а также их маркировку, как это сейчас осуществляется в отношении большинства крепких спиртных напитков — например, водки. Кроме того, ведомство настаивает на запрете торговли пивом индивидуальным предпринимателям и требует перерегистрации таких торговых точек в юридическую форму ООО. Как полагает РАР, реализация таких инициатив наведет порядок в отрасли. Ведомство приводит данные, что только менее четверти производителей пива являются участниками единой автоматизированной системы контроля ЕГАИС: 330 из 1,4 тыс. изготовителей.
Пивовары, естественно, сомневаются в целесообразности предлагаемых РАР мерах. Они обращают внимание на то, что изготовление пива, в отличие от водки, которую можно получить, элементарно смешав спирт с водой, является трудоемким технологическим процессом. Отраслевые специалисты уверяют, что подделывать пиво нет смысла — это экономически невыгодно, так как требует значительных затрат времени, наличия специфического оборудования и обширных складских помещений. Грубо говоря, легче варить настоящее пиво, нежели выпускать фальсификат.
Производители крафтового пива проходят сразу три уровня проверки. Во-первых, они ежедневно передают информацию в ЕГАИС об объеме произведенной и отгруженной поставщикам продукции. Во-вторых, ежемесячно пивовары подают акцизные декларации в РАР, в которых отражены объемы изготовленного ячменного напитка. В-третьих, ежеквартально производители отчитываются перед РАР об использовании мощностей, объемах, обороте, поставке и розничной продаже. Санкции за уклонение от таких обязательств довольно требовательны: штраф в 50 тыс. рублей при первом нарушении и до 100 тыс. рублей — при повторном. Для владельцев небольших пивоварен, чем доход невелик, это очень серьезные суммы. Стоит отметить, что крупные предприятия освобождены от декларирования.
Впрочем, у частных пивоваров остается шанс, что нововведения в отношении регулирования их отрасли не окажутся чересчур жесткими. Идею маркировки пива и лицензирования пивоварен не поддержал Минфин. На встрече с пивоварами и отраслевыми организациями в конце апреля ведомство снова предложило вместо этого создать реестр производителей, критерии для которого предложено разработать РАР совместно с участниками рынка. Минфин также выступил против запрета торговли пивом индивидуальным предпринимателям. Законопроект, предполагающий внесение изменений в существующий регламент по регулированию пивной отрасли, будет представлен до конца мая.
Белая горячка
Падение объемов производства пива должно радовать отечественных чиновников, ведь это говорит о том, что население постепенно склоняется к здоровому образу жизни. Впрочем, не все так просто. О каком здоровье нации может идти речь, если, в отличие от пива, розничные продажи крепких спиртных напитков в России в прошлом году выросли: водки — на 2,5%, коньяка — на 6,7%, а ликеро-водочных изделий крепостью более 25% — на 9,5%?
Причем это данные только об официально произведенном спиртном. По данным Минпромторга, в настоящее время свыше 30% потребляемого населением России алкоголя — контрафакт. Большинство социально опустившихся граждан употребляют различного рода «боярышники» или средства для очистки автомобильных стекол. От поддельного или непищевого спиртного ежегодно в нашей стране умирает несколько десятков тысяч человек.
Между тем даже в заводском горячительном приходится сомневаться. По данным РАР, за 1-е полугодие 2017 года производство коньяка в России выросло примерно на 12%, однако выпуск коньячного дистиллята сократился на 7%. Покупка сырья за границей упала на 8%. Ведомство делает из этого вывод, что лишь 57% произведенного коньяка было обеспечено сырьем. Следовательно, остальные 43% — подделка.
В этой связи приходит на ум изречение британской королевы Виктории: «Дайте своему народу много пива, хорошего и дешевого, и у вас никогда не будет революции».