В продолжении метафоры Исаев отметил, что с 2004 года АСВ «сгрызло» 675 ядрышек – 629 кредитных организации, 34 негосударственных пенсионных фонда и 12 страховых компаний. На сегодняшний день количество банков, управляемых агентством, выросло до 322 единовременно, активы этих банков составляют около 4 трлн рублей.
Глава агентства признает: имея такие внушительные активы, АСВ действует медленно и неповоротливо. Причина - в устаревших инструментах работы, в том числе в действующем законе о банкротстве. Банков стало значительно больше, активы стали сложнее, часто встречается проблема, когда одним активом владеет сразу несколько банков, что также затрудняет процедуру банкротства и санации. Исаев предложил 3 основных нововведения.
Во-первых, это ускорение процедуры ликвидации. По мере затягивания процесса, значительно возрастают затраты — приходится тратить дополнительные средства на юристов, на аренду. «Чем больше сжать процедуру ликвидации, тем больше денег можно сэкономить, что в итоге приведет к большему проценту удовлетворения кредиторов», - заявил Исаев. По словам зампреда Центрального банка России Василия Поздышева, один день неопределенности с банком в среднем обходится в 1% его пассивов. Глава АСВ предложил напрямую входить в управление проблемных банков без привлечения временной администрации Банка России. Это позволит сэкономить до полутора лет, что также приведет к экономии значительных финансов.
Во-вторых, было предложено изменить систему торгов. Вместо привычных для нынешнего закона о банкротстве торгов на повышение, где сначала созывается собрание акционеров, создается комитет кредиторов, а лишь потом назначается первоначальная, часто завышенная цена актива. В среднем на эти процедуры уходит год. В современных условиях рационально прибегнуть к системе «Голландских торгов», которая зарекомендовала себя во многих развитых странах мира. Активы банка при такой системе сразу выставляются на понижение, в течение одного дня поэтапно снижается их стоимость и только при нахождении потенциального покупателя, начинается повышение. Это позволяет достичь рыночной цены активов за 1 день и быстро продать их заинтересованным компаниям.
В-третьих, возникла необходимость создания «одного окна» - общей централизованной площадки, где будут проводиться регулярные торги активами. При наличии 50 000 активов нет смысла ждать, пока потенциальный покупатель сам придет и предложит их выкупить. Возникает необходимость в четко выстроенной системе продаж и рекламы. Исаев планирует делегировать организацию и проведение торгов сторонней компании: «Нужны профессионалы, которые смогут правильно презентовать активы рынку. Это и маркетинг, и реклама, и правильное позиционирование активов на разных площадках и в разных регионах».
Председатель комитета по финансовому рынку ГД РФ Анатолий Аксаков предложил на законодательном уровне закрепить за «Агентством по страхованию вкладов» статус единого корпоративного ликвидатора для всех финансовых организаций. Также чиновник поддержал предложение Исаева сразу входить в проблемный банк с полномочиями временной администрации: «Время-деньги, если АСВ сможет напрямую входить в банк, в выигрыше останутся все, прежде всего кредиторы финансового института».
На сессии выступали также представители банковских систем Японии и Италии. Зарубежные коллеги отметили эффективность таких инструментов, поскольку уже давно испытали на практике и внедрили их в банковскую отрасль своих стран. Исаев выразил надежду на поддержку своих инициатив в Правительстве. По его словам, от внедрения законопроекта до его полного запуска пройдет около полугода.