Эксперты выделяют несколько причин роста цен на углеводороды, который происходит около 11 месяцев подряд. Во-первых, это выход США из «ядерной сделки» с Ираном, а также восстановление против Тегерана экономических санкций, частично снятых с исламской республики в 2016 году. Во-вторых, это Венесуэла, где из-за экономического кризиса добыча нефти постоянно сокращается. В-третьих, это прогнозы ОПЕК, который обещает рост глобального спроса на нефть в 2018 году до 1,65 млн баррелей в сутки.
Впрочем, пока в большей степени преобладают геополитические факторы. «Можно как угодно относиться к президенту США Дональду Трампу, но именно он поднял цены на нефть (расторгнув «ядерную сделку» с Ираном), что частично решило проблемы российского бюджета. Нефть для России важнее любых западных санкций. Вероятно, цены на нефть продолжат рост в ближайшее время. В среднесрочном плане стоит ориентироваться на коридор в $75-85», — полагает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
Одним из главных бенефициаров роста цен на нефть, помимо добывающих и экспортно-ориентированных отечественных компаний, должен оказаться российский бюджет. Рост сверхдоходов от продажи углеводородов за рубеж позволяет сократить дефицит казны и даже добиться профицита, как о том недавно сообщал Минфин. Главному российскому финансовому ведомству, которым, судя по всему, продолжит руководить Антон Силуанов, правда, теперь уже в должности первого вице-премьера, удается держать разрыв между доходами и расходами на уровне 3,5% ВВП.
С учетом того, что темпы отечественной экономики вновь пошли на спад, рост цен на нефть пришелся как нельзя кстати. Во II квартале этого года стоимость «черного золота» выросла более чем на $10. По оценкам экспертов, при среднем курсе 60 рублей за доллар российский бюджет по итогам этого года должен получить не менее 1-1,3 трлн рублей дополнительного дохода.
Представители зарубежного финансового рынка уже прогнозируют, что баррель со временем дотянет до $100. Сначала об этом заговорили приближенные к власти Саудовской Аравии шейхи, которым позарез нужна дорогая нефть, чтобы выгоднее провести IPO 5% акций своего главного национального достояния — добывающего гиганта Saudi Aramco. Затем к ним присоединились аналитики одного из крупнейших частных финансовых организаций США — Bank of America. Теперь аналогичная риторика слышится со стороны европейцев. В частности, генеральный директор французской добывающей компании Total Патрик Пуянне заявил, что мировое сообщество в настоящее время «находится в новом мире, в котором геополитика вновь диктует цены не нефть». «В условиях изменения предложения и спроса на сырья, восстановления санкций против Ирана и катастрофической ситуации с экономикой Венесуэлы, не будет удивительно, что цена на нефть подскочит до $100 за баррель уже в ближайшие месяцы», — полагает Пуянне.
Однако российской валюте, для которой рост цен на нефть всегда считался позитивным фактором, пока не ощущает закономерной поддержки. Доллар снова превысил отметку в 62 рубля. Напомним, что осенью 2014 года, когда баррель стоил примерно столько, сколько сейчас, за один доллар на бирже давали не более 42-43 рубля.
«Дорогая нефть приятна российскому бюджету. Однако рубль не может расти, потому что он находится в поле зрения Минфина, покупающего валюту на излишки от нефтяных доходов государства. Доллара по 45 рублей не будет, даже если нефть поднимется до $100. Этого нашему правительству не выгодно, поэтому с этим надо просто смириться», — уверена Анна Бодрова.