Формальным автором идеи создания Министерства цифровой экономики называют Максима Акимова — крупную персону в российском IT. Ранее он занимал пост замглавы аппарата правительства, до этого был мэром Калуги, а потом вице-губернатором Калужской области. При нем свершилось «калужское экономическое чудо», когда регион превратился в инновационный бизнес-проект, где чипируют коров, строят новые заводы и куда едут на работу европейцы. По словам директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, это человек глубоко инновационный, для которого заниматься цифровой экономикой это вполне логично. Что касается будущего руководителя Министерства цифрового развития, то эту должность прочат главе аналитического центра при Правительстве РФ Константину Носкову как человеку, максимально вовлеченному в эту тему. А вот прежний глава Минкомсвязи Николай Никифоров пост министра, как ожидается, не получит. Та же участь ждет и министра Открытого правительства без портфеля Михаила Абызова. В правительстве пояснили, что в новой структуре кабмина вопросами внедрения принципов открытого госуправления будет заниматься каждый министр в рамках своей компетенции.
«Изменения в структуре правительства, в частности, создание Министерства цифровой экономики, мотивировано новым майским указом президента и подготовкой к технологическому рывку», — поясняет перестановки гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Отметим, правительство Медведева должно будет заняться реализацией 13 национальных проектов, расходы на которые составят 25 трлн рублей. Один из самых масштабных — проект «цифровой экономики», на него заложено 1,3 трлн рублей.
Между тем в прошлом году была утверждена государственная программа «Цифровая экономика». Она предусматривает развитие российской экономики по цифровым стандартам, в частности к 2024 году 97% домохозяйств страны планируется обеспечить доступом к широкополосному Интернету. Крупные города должны покрыть сетями беспроводной интернет-связи пятого поколения (5G). Кроме того, согласно программе в России появятся 10 цифровых платформ для основных отраслей экономики, а доля населения, владеющего цифровыми навыками, составит 40%. Среди сверхамбициозных задач документа — практически полный переход на отечественное программное обеспечение, развитие высокотехнологичного сектора с упором на экспорт. Всего в программе пять основных направлений: образование, госуправление и кадры, кибербезопасность, исследовательская деятельность и развитие IT‑инфраструктуры.
В целом создание Министерства связи, коммуникаций и цифрового развития должно иметь позитивный эффект для отрасли и экономики в целом, полагают опрошенные «МК» эксперты. «Однако реальная польза будет зависеть от того, насколько вице-премьер Акимов и будущий министр связи будут идти на контакт с участниками рынка. К сожалению, сейчас к мнению компаний, работающих на рынке, редко прислушиваются в подготовке профильных законопроектов, например «закон Яровой», — отмечает директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. — Другое опасение связано с методикой и спецификой работы российских министерств. У нас каждое ведомство работает сугубо в соответствии со своим регламентом, но не работает на благо единой цели, не умея договариваться». При этом эксперт считает, что своим появлением «цифровое» ведомство обязано благодарить Владимира Путина: премьер Медведев, видимо, вспомнил о «болезни» президента цифровой экономикой и «взял на карандаш».
По данным консалтинговой компании McKinsey, цифровизация российской экономики позволит уже к 2025 году увеличить ВВП страны на 9 трлн рублей, но только если заниматься технологическим прорывом «с умом»: без нарушений и нецелевых использований бюджетных средств. Остается надеяться, что у России это получится. Например, в Индии развитие цифровой экономики, наоборот, привело к заметному замедлению роста ВВП.