Как отмечается в законопроекте, в России сложилась не совсем справедливая ситуация с субсидиями по оплате коммуналки. Дело в том, что федеральное правительство установило верхний стандарт допустимой нормы в расходах семьи на эти нужды – 22%, по достижению которого предоставляется социальная выплата (жилищная субсидия является именно выплатой, а не льготой или скидкой), а нижний оставило на усмотрение региональных властей. В итоге получилась парадоксальная ситуация: максимальное значение установили для себя самые бедные субъекты РФ, например, в Северо-Кавказском федеральном округе, а жители богатых регионов могут оформить субсидию, если у них на оплату коммуналки уходит всего 10% дохода, как в Москве, или 14% - как в Санкт-Петербурге. Таким образом, получалось, что среднестатистическая семья из Ставрополя с совокупным доходом в 30 тыс рублей может рассчитывать на субсидию, если платит за газ, свет, воду, отопление 7 тыс рублей, а в столицах выплату может оформить одиноко проживающий гражданин с таким же доходом, но с суммой за оплату коммуналки чуть более 3 тыс рублей.
В подготовленном депутатами законопроекте нижнюю планку по-прежнему смогут назначать регионы, но не больше федерального стандарта в 15%. По идее, такие меры должны увеличить число получателей субсидии по всей России, только если регионы с низким порогом субсидий не решат поравняться под одну гребенку.
Вообще существующая система предоставления жилищных субсидий бюрократизирована и непрозрачна. Получателями субсидии по оплате ЖКУ являются всего 7% российских семей. Как отмечают эксперты, это далеко не все, кто имеет на нее право. Для получения выплаты нужно предоставить в местный орган соцзащиты большой пакет документов: кроме ксерокопий паспорта всех членов семьи и свидетельства о собственности, нужны справки о составе семьи, ксерокопии документов, подтверждающих родство, справка из БТИ, от коммунальных служб об отсутствии задолженности по ЖКУ, справки о доходах всех членов семьи и другие в зависимости от региона. При этом субсидия оформляется на 6 месяцев, после чего процедуру приходится повторять, а средний размер выплаты по стране не превышает 1500 рублей.
Однако главная проблема, на которую указывают эксперты - это изыскание средств на финансирование обновленной субсидии. «Законопроект поддержит, прежде всего, жителей депрессивных регионов с низким уровнем доходов населения, однако законодательное ограничение по субсидиям будет способствовать росту нагрузки на местные бюджеты, которым придется искать альтернативные источники финансирования для развития и поддержания в работоспособном состоянии ресурсной инфраструктуры. Судя по всему, часть этих расходов придется переложить на федеральный центр», - комментирует юрист земельно-имущественного департамента Heads Consulting Илья Шахмейстер.
«В итоге регионы обратятся в Минфин с просьбой профинасировать дополнительные расходы, связанные с жилищным субсидированием. В этом случае федеральный центр обязан будет дать деньги из бюджета – эта норма прописана в Бюджетном кодексе РФ. То есть, речь идет о перераспределении расходов, заложенных в казне, на другие нужды, - соглашается юрисконсульт Фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев, - Конечно, никто из нас не откажется, если государство предложит нам материальную помощь из бюджета. Вот только бюджет – это наш второй карман, из которого мы не должны скидываться, чтобы кому-то помочь».
Система адресной социальной поддержки – самая эффективная из существующих мер, которая помогает бороться с бедностью, заявила председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. В ней адресаты постоянно обновляются или подтверждают право на получение субсидии, она не растрачивает средства и стимулирует платить за коммуналку – при задолженности выплату отменят. Однако если уж говорить о справедливости, добавляет Дмитрий Гордеев, то полезнее было бы обеспечить жителям страны достойный уровень зарплат, а не плодить получателей субсидий.