Подобная закрытость со стороны ЦСР была, мягко говоря, непонятна. Официальное объяснение гласит: таково было условие заказчика, а им является президент Владимир Путин. Правда, в мае прошлого года, отвечая на вопросы журналистов, сам Путин заявил: «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, — вы ему и попеняйте на это!»
Что касается содержания программы, то громких сенсаций в ней нет. Первый и главный приоритет: увеличение средней продолжительности жизни на пять лет. Главные средства: рост среднего размера пенсий до уровня в два раза выше прожиточного минимума и увеличение пенсионного возраста. Дальше следует улучшение качества жизни за счет прежде всего бюджетного маневра с ростом расходов на образование с 3,5 до 4,4% ВВП, на здравоохранение — с 3,1 до 4% ВВП, на инфраструктуру — с 2,5 до 3% ВВП. Еще одна цель — развитие технологической инициативы и рост производительности труда. ЦСР в качестве одного из приоритетов, имеющих отношение к росту производительности труда, называет увеличение числа частных предпринимателей в стране: к 2030 году 40% ВВП должен производить малый и средний бизнес. Параллельно предлагается почти вдвое сократить долю государства в экономике — с 46% в 2016 году до 25% в 2030-м. Структуре экономики предстоит измениться: несырьевой экспорт должен вырасти вдвое до $200 млрд, а экспорт продовольствия — на 60%. Претерпит кардинальные изменения и система управления — прежде всего, за счет создания Центра эффективности госуправления, который возьмет на себя функции контроля за достижением стратегических целей развития.
Программа ЦСР претендует на реализацию установок предвыборного Послания Владимира Путина. Понятно, что время публикации «семи приоритетов» неслучайно: именно сейчас идет активная работа над формированием нового кабинета министров, а это не только новые лица и, возможно, новая структура правительства, но и выдвижение конкретных проектов, за реализацию которых будут отвечать те или иные министры.
Будет ли программа Кудрина программой нового правительства? Здесь есть серая зона неопределенности. И дело вовсе не в секретах кадровой политики Кремля. Сам Кудрин подсчитал, что для реализации одной из ключевых задач, поставленных в Послании — увеличения в полтора раза ВВП на душу населения, — необходим темп роста экономики не ниже 6% в год. Пока ни один прогноз ничего и близко похожего не обещает. Нет такой цифры и в программе ЦСР. Это не значит, что программа не станет правительственной. Складывается традиция: президент ставит задачи, которые правительство молча считает невыполнимыми. Так было с «майскими указами» 2012 года — правительство ссылалось на то, что цены на нефть упали более чем в 2 раза. Так, похоже, будет и с увеличением ВВП на душу населения. А это значит, что президент всегда может «вспомнить» о том, что правительство не справляется с важнейшей установкой, и сменить не только правительство, но и экономический курс.
Есть и более серьезная тема, о которой молчат все семь приоритетов ЦСР. Это геополитика. Ситуация, в которой оказались российские фондовый и валютный рынки в результате новых антироссийских американских санкций, уже не позволяют смотреть на них свысока и говорить о том, что западные ограничения бьют мимо цели, а российская экономика только крепнет. Для реализации программы ЦСР — прежде всего, роста российского несырьевого экспорта и сокращения доли государства в экономике — необходимы кардинальные геополитические изменения. В свое время ЦСР прямо предлагал внести коррективы в проводимую внешнюю политику. Потом Алексей Кудрин признавался в том, что «не уверен» в том, что программа ЦСР, рассматриваемая в полном объеме, удовлетворит президента.
Первая стратегическая программа, подготовленная в 2000 году для только что ставшего президентом Владимира Путина, была в итоге, по признанию одного из ее основных авторов, Германа Грефа, выполнена не более чем на 40%. Из-за того что программу ограничили экономикой, которая была жестко отделена от политики (тогда речь шла о внутренней политике, и прежде всего о необходимости судебной реформы). Если то же разделение сохранится и теперь, то «программа Кудрина» вряд ли дотянет и до сорокапроцентной реализации.