По задумке ЦБ, величина убытков, взыскиваемых с банкиров, будет определяться исходя из ключевой ставки, действующей на момент передачи средств на санацию, — так, если бы ЦБ не давал их бесплатно или по льготной ставке. Иными словами, направляемые на санацию банка средства Центробанк мог бы разместить под ключевую ставку и обеспечить себе дополнительный доход, однако из-за действий собственников у регулятора упустил выгоду.
Как пояснил заместитель главы ЦБ РФ Василий Поздышев, привлекать бывших собственников кредитных организаций к возмещению ущерба за спасение их банков регулятор решил, обнаружив, что часто причинами значительных убытков проблемных организаций стали некорректные финансовые решения их владельцев. По словам зампреда Банка России, новые меры позволят возвращать часть потраченных на санацию средств, а остальное получать с помощью продажи кредитных организаций.
Эксперты оценивают идею введения солидарной ответственности собственников, приведших в плачевное состояние свои банки, экономически обоснованной и даже своевременной. В 2017 году, после санации ряда крупных банков, закрома АСВ опустели — как выяснилось, владельцы некоторых кредитных организаций сами просили об оздоровлении, но перед этим постарались вывести часть активов. Нынешнее законодательное нововведение может благоприятно сказаться на банковской системе и способствовать более ответственному подходу собственников к расходованию средств, полагают аналитики банковского сектора. По их мнению, угроза отвечать рублем за свои ошибки поможет сделать банкиров более дисциплинированными — правда, пока не совсем понятно, как суд их будет привлекать к ответственности: через уголовное или гражданское законодательство.
«Пока процедура не прописана, но сама инициатива вполне разумна, — заметил заместитель Банковского института НИУ ВШЭ Александр Пушко в беседе с «МК». — Очевидно, что сейчас банкиры зачастую не прилагают достаточных усилий для сохранения такой хрупкой структуры, как банк. Рискуя своими активами, счетами, которые могут быть арестованы для компенсации убытков, они станут аккуратнее. Конечно, любопытно, почему в голову ЦБ раньше не пришла эта здравая мысль. Полагаю, что именно сейчас регулятор накопил достаточную базу данных и аргументов, которая показывает, что такой шаг правомерен и оправдан».
Более радикально настроенные экономисты уверены, что российская банковская система — давно уже труп, который не оживить никакими манипуляциями. Биржевой аналитик Степан Демура отметил, что отечественные банки, крупные и мелкие, частные и государственные, утопают в «плохих» активах — их около 30–40%, или 20 трлн рублей, а с такими проблемами любые попытки оздоровления выглядят лишь похлопыванием «усопшего» по щекам.