Снова растем
По данным ЦБ, в прошлом году объем кредитов МСБ вырос на 15,4% и достиг 6,1 трлн рублей. «До этого выдачи снижались три года подряд», — напоминает вице-президент Промсвязьбанка Кирилл Тихонов. По мнению аналитика «Эксперт РА» Екатерины Михлиной, поддержку рынку оказали два основных фактора: снижение стоимости фондирования вслед за уменьшением ключевой ставки ЦБ РФ и расширение профильных госпрограмм.
Как отмечает директор департамента организации продаж МСБ Бинбанка Андрей Возмилов, большая часть выдач пришлась на рефинансирование кредитов, выданных по высоким ставкам в 2015–2016 годах: «Значительного роста спроса от новых клиентов на заемные средства не наблюдалось». Тем не менее замгендиректора ГК «Русмикрофинанс» Анастасия Локтионова обращает внимание: «В то время как кредитование крупного бизнеса продолжает сокращаться с третьего квартала 2016 года, зафиксирован прирост портфеля МСБ».
По расчетам эксперта по кредитным продуктам «Банки.ру» Ирины Сафроновой, с декабря 2014 года средняя процентная ставка по рынку кредитования МСБ снизилась с 19,9% до 14,2% годовых. Гендиректор «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова говорит, что сейчас кредиты МСБ выдают по ставкам в диапазоне от 11 до 18% годовых, и напоминает: чем меньше процентная ставка, тем большего объема обеспечения требует банк.
Красивая поддержка
Сейчас в стране действует несколько программ поддержки малого и среднего предпринимательства: Национальная гарантийная система (помогает в получении гарантий на банковские кредиты), программа «Шесть с половиной» (кредиты от 10 млн руб. для предприятий МСБ из приоритетных отраслей позволяет компаниям рассчитывать на процентную ставку в 10,6% годовых для малого и 9,6% для среднего бизнеса), спецпрограммы Минсельхоза для АПК. Так, например, сообщили «ЭВ» в Сбербанке, в настоящее время банк работает с 10 программами господдержки для МСП, кредитный портфель в рамках этого направления составляет 198 млрд руб.
Тем не менее круг кредитуемых организаций не так уж широк: банки не готовы к экспериментам. «Требования к заемщику не снижаются и не снизятся. Для получения кредита компания должна осуществлять свою деятельность не меньше полугода, иметь хорошее финансовое состояние, качественную кредитную историю юрлица и его учредителей, поручительство собственников и залог, полностью или частично покрывающий сумму кредита», — сообщил директор департамента корпоративного бизнеса Росгосстрах-банка Евгений Ковалевский.
Двери закрываются
«Инвестиции — вот наиболее вероятное получение денег для МСБ. Банк смотрит на твое прошлое, а инвестор — на будущее. Прошлое ты показать не можешь — нет результатов или ты их скрываешь. Инвестору же интересно развитие», — рассуждает соучредитель компании Soulful Loft Егор Евланников. Он на практике столкнулся с высокими требованиями банков. Так, Егор без проблем дважды оформил кредит на закрытие кассового разрыва в Сбербанке — оба раза на 700 тыс. руб. под 14% годовых. «Кредит дали, потому что получал «белую» зарплату на карточку банка, — поясняет бизнесмен, вспоминая, как в том же «Сбере» пробовал ранее получить кредит по другому проекту, ждал две недели и получил отказ. «Причина — новая компания, мало активов. Зарплатного проекта в банке у меня тогда не было».
Другую поучительную историю рассказала «ЭВ» Полина Кирова, директор по развитию федеральной сети рыбных супермаркетов ТМ «Рыбсеть». С 2015 года компания активно работает как франчайзер: франшиза стоит 700 тыс. руб., франчайзи обычно требуется 1–2 млн руб. кредитных средств. «Получить кредит для малого бизнеса в рамках обозначенных сумм практически невозможно или же требуются несоизмеримые залоги в виде недвижимости. Около 20% потенциальных франчайзи получают отказ в кредите на открытие в магазинах». Иными словами, компания лишается примерно 2–4 возможных франчайзи в месяц.
Банкиров можно понять. По некоторым оценкам, просрочка по портфелю МСБ составляет порядка 14%, это очень высокий показатель. «Банки остаются консервативными в своих риск-подходах, и возврата к высокорискованному кредитованию не произойдет. Процент одобрения кредитных заявок МСБ, по нашим оценкам, существенно не изменится и останется на низком уровне», — уверена Михлина. «Из всех клиентов, у которых есть потребность в кредитных ресурсах, на рынке получают кредитные средства около 60–65%. К остальным относятся, как правило, предприятия с низкой финансовой устойчивостью», — говорит Кирилл Тихонов.
Ирина Сафронова отмечает, что крупные клиенты давно поделены и банки перенесли борьбу за клиента в сегмент МСБ. Маркетинг здесь работает по полной программе: обучающие семинары, бесплатные стартовые пакеты на обслуживание, таргетированные программы для женщин-предпринимателей, компаний из одного географического региона или отрасли. «Однако, несмотря на все подвижки со стороны банков, кредитование МСБ наращивается медленными темпами: декларирование банками лояльности сталкивается с довольно жесткими ограничениями и требованиями», — резюмирует эксперт.