За последние три месяца регулятор меняет прогноз по движению капитала во второй раз. В декабре 2017 года ЦБ поднял свою оценку с $10 млрд до $16 млрд, а теперь повысил ее до $19 млрд. Почти двукратный подъем уровня бегства капитала Набиуллина объясняет техническими обстоятельствами. «Отток капитала не тождественен сомнительным операциям. Когда растет выручка от продажи нефти, она учитывается и как поступление по текущему счету, и как отток капитала, если хранится в иностранной валюте», — поясняет председатель ЦБ.
Эксперты согласны с этой логикой. Как отмечает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов, в начале декабря прошлого года котировки барреля «черного золота» составляли $61. Сейчас они превышают $70. «Поскольку валютные поступления от экспорта сырья увеличиваются, растет и техническая оценка уровня оттока капитала», — подтверждает эксперт.
Вместе с тем Суверов указывает на дополнительные причины, способствующие повышению этого показателя. По данным ЦБ, в январе-феврале чистый отток капитала из России вырос в 2,2 раза по сравнению с тем же периодом 2017 года и составил примерно $10 млрд. Эту ситуацию регулятор объясняет увеличением иностранных активов отечественных предпринимателей. Несмотря на попытки властей убедить бизнесменов в инвестиционной привлекательности нашей страны и даже на продление амнистии капитала еще на один год, россияне не спешат декларировать зарубежные банковские счета и недвижимость. «Более того, они перекладывают средства в иностранные активы, что свидетельствует о слабом уровне защиты собственности в нашей стране», — считает аналитик.
Согласно данным Банка России, в 2017 году чистый отток капитала из России вырос более чем в 1,5 раза и превысил $31 млрд. Основным источником вывоза средств государственные экономисты называли банковские операции по сокращению внешних обязательств. Размер оттока капитала хоть и незначительно, но превысил предварительную оценку ЦБ, который прогнозировал эту сумму на уровне $29 млрд. «Практика показывает, что отечественный бизнес в меньшей степени опасается санкций США и ЕС, нежели возможного административного давления российских властей. В связи с этим закономерно ожидать, что ЦБ придется еще раз пересматривать прогноз по бегству капитала из страны, а по итогам года итоговая сумма также превысит отметку $30 млрд», — уверен Суверов.
Прогнозы профессора кафедры международных финансов МГИМО Валентина Катасонова более мрачные. «Если экстраполировать чистый отток капитала за первые два месяца на весь год, то получится почти $59 млрд. Это сопоставимо с показателями 2012–2013 годов», — отмечает он. Экономист предлагает расширить перечень обстоятельств, по которым финансовые ресурсы покидают пределы страны. Если к чистому оттоку капитала прибавить прирост российских валютных резервов (фактически это также вывоз капитала, только по каналам ЦБ) и сальдо доходов от инвестиций, то в 2017 году объем выведенных средств превысил $106 млрд.
Нельзя забывать и про нелегальный вывоз капитала. Как считает Катасонов, выход крупных российских компаний в офшорные зоны облегчает им перевод средств за рубеж. В таком случае Банк России не отражает подобные операции в платежном балансе страны. По своим масштабам «теневые» операции можно сопоставить с размером чистого оттока капитала, фиксируемым ЦБ. В связи с этим Катасонов уверен, что прогнозы регулятора пусть и не занижены, однако не отражают реальных объемов финансовых ресурсов, которые покидают пределы России в целом.
Читайте материал: России деньги не нужны: эксперты объяснили реальные причины оттока капитала