Претензии «Газпрома», которые он предъявил в Апелляционный суд Свеа, касаются решения Стокгольмского арбитражного суда, вынесенного в конце декабря 2017 года по поводу поставок «голубого топлива» на Украину. Тот вердикт оказался довольно противоречивым. С одной стороны, арбитраж обязал украинский «Нафтогаз» выплатить «Газпрому» $2 млрд за поставленное, но неоплаченное в прежние годы сырье. С другой стороны, Стокгольм снизил объем обязательных закупок газа Украиной и фактически отменил условие take-or-pay (бери или плати), прописанное в российско-украинском межправительственном соглашении от 2009 года.
Напомним, что в 2009 году Украина обещала России, что будет покупать ежегодно примерно 52 млрд «кубов». Однако в дальнейшем «Нафтогаз» резко снизил объем закупок, объяснив это значительным сокращением потребления топлива в стране. Однако в соответствие с правилом take-or-pay, в таком случае он должен был платить штраф — это также было обозначено в договоре 2009 года. Украина этого не делала — стране элементарно не хватало денег. «Газпром», в свою очередь, ежегодно подсчитывал сумму штрафа. К 2018 году вместе с пеней она превысила $50 млрд.
Российский концерн потребовал вернуть эту сумму через Стокгольмский суд, но последний постановил: обязательные закупки газа Украиной составляют лишь 5 млрд кубометров, а условие take-or-pay распространяется лишь на 80% от этого объема, то есть 4 млрд «кубов». Кроме того, Стокгольмский арбитраж сделал вывод, что с 2012-го по 2017 год условие take-or-pay в отношении «Нафтогаза» вообще не действовало.
Теперь «Газпром» пошел в контратаку. «Ходатайство подано <...> по причине превышения арбитрами (Стокгольмского суда — «МК») своих полномочий при вынесении решений и допущенных ими серьезных процессуальных ошибках», — отмечается в сообщении монополии.
По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, в своей апелляции «Газпром» обращает внимание на нарушение процедурных вопросов. В связи с этим, Апелляционный суд Свеа не сможет отменить решение Стокгольмского арбитража, так как оно находится не в его компетенции, поскольку вынесено инстанцией другого уровня.
Вместе с тем, как полагает руководитель юридической компании «Алехин и партнеры» Роман Алехин, если «Газпром» добьется признания факта нарушения процессуальных норм и превышения судьями полномочий, то это даст российской компании основания для дальнейшего оспаривания невыгодного ей решения. «Это будут уже не просто обвинения в предвзятости стокгольмских судей, а документ, имеющий юридическую силу», — полагает эксперт.
Впрочем, скорого ответа от суда Свеа ждать не стоит. Как ранее предупреждал глава «Газпрома» Алексей Миллер, на окончательное решение может потребоваться до 2 лет. До этого момента России и Украине придется договориться относительно вопроса поставок газа. Киев был готов закупать у российской монополии топливо, начиная с 1 марта. Однако «Газпром», расстроенный другим вердиктом Стокгольмского суда о взыскании с него в пользу «Нафтогаза» более $4,5 млрд в качестве штрафа за сокращение транзита по территории Незалежной ($2,5 млрд с учетом долга Украины), вернул Киеву задаток и потребовал заключения дополнительных соглашений, а потом и вовсе решил разорвать любые коммерческие отношения с Киевом.
«Поставки газа на Украину будут возобновлены. «Газпром» продолжает пользоваться украинскими газотранспортными мощностями. Как заявил глава «Нафтогаза», очередные переговоры намечены на конец марта (в «Газпроме» не подтверждают эту информацию — «МК»). Даже завершив строительство «Северного потока - 2» и «Голубого потока», с учетом роста экспорта в Европу российская компания будет вынуждена поставлять через Украину примерно 15-20 млрд кубометров», — полагает Пикин. Поэтому, точку в противостоянии «Газпрома» и «Нафтогаза» ставить слишком рано.
Между тем, у России есть все шансы выиграть у Незалежной другой судебный процесс. В январе 2016 года Антимонопольный комитет Украины принял решение оштрафовать «Газпром» на $6,6 млрд «за злоупотребление монопольным положением на украинском рынке транзита природного газа». Более того, Киев уже арестовал активы российской компании на украинской территории на сумму $3,8 млн в качестве обеспечительной меры по этому разбирательству.
Однако, так как «Газпром» является единственным поставщиком топлива через Украину (другие иностранные производители элементарно не имеют доступа к украинскому рынку, поскольку не располагают трубопроводами, ведущими в Незалежную), международные судебные инстанции вряд ли согласятся с претензиями Киева и встанут на сторону России по этому вопросу. «Газпром» уже заявил, что готовит иск в международный арбитраж с требованием отмены такого решения.