Пока отказ от программы экономического сотрудничества — это просто громкое заявление, не подкрепленное дополнительными заградительными пошлинами со стороны Украины, обнадежил генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. «Однако если украинские экспортеры все-таки лишатся возможности продавать в Россию продукцию машиностроения, металлургии: трансформаторы, станки, двигатели, вагоны, тракторы, оборудование для промышленности, трубы, котлы, арматуру, резервуары с легкостью реализовать эти экспортные позиции в странах Европы или в США — не получится. Они жестко защищают своих производителей», — утверждает эксперт.
Отметим, что в настоящее время доля России в украинском экспорте составляет 9%, это вдвое меньше, чем до 2014 года. Несмотря на такую статистику, это самая большая доля среди остальных стран. Импорт из России составляет примерно 12% внешней торговли Украины. Эксперт добавил, что для многих украинских производителей нет альтернативы российскому рынку.
Заключенное в 2011 году соглашение предусматривало взаимодействие обеих стран в таких отраслях как энергетика, торговля, сельское хозяйство, судостроение, транспорт и туризм. Программа экономического сотрудничества между Украиной и Россией была рассчитана на период до 2020 года.
Смысл документа заключался в том, что страны признают себя стратегическими партнерами во всех отраслях экономики. «Действие такой программы означало свободную торговлю между странами, взаимную защиту инвестиций, поддерживание интегрированной системы платежно-расчетных операций, обеспечение безвизового передвижения граждан двух государств, совместную работу в области технического регулирования, инновационной деятельности и науке, подразумевалось и военно-техническая кооперация, — отметил в разговоре с «МК» директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. — С момента смены политического курса на Украине программа экономического сотрудничества регулярно подвергалась различных ограничениям и во многом грубо нарушалась со стороны Украины». Жарский считает, что теперешнее заявление правительства Украины больше похоже на политический пиар «для очередной попытки создать негативный образ России в глазах украинской общественности».
Между тем, для большего числа промышленных предприятий Украины это очень плохой знак, поскольку благодаря этой программе они могли реализовывать свою продукцию на российском рынке. «В текущей ситуации сотрудничество продолжится, но с наибольшими финансовыми потерями, — убежден Дмитрий Жарский. — Проигравшей стороной станет экономика Украины. Бюджет не досчитается приличной доли налогов, которые обеспечивало сотрудничество с РФ».