Редкую и воодушевляющую гармонию экспертного и предпринимательского сообществ, являющуюся залогом эффективного государственного регулирования соответствующей сферы, демонстрирует Доклад Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Рыбохозяйственный комплекс России: от стабилизации к развитию». Институт был создан по инициативе Сергея Кириенко при Администрации президента. Документ подготовили накануне IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса России. Доклад подробно описывает историю и нынешнее состояние рыбопромышленного комплекса России, дает емкую и жесткую характеристику несчастного эксперимента 2001-2003 годов, введением продажи квот на аукционах едва не подкосившего только начавшую оправляться после 90-х отрасль, и анализирует сложный путь ее вывода из кризиса.
В 2001 году по инициативе премьер-министра М. Касьянова был начат эксперимент, когда квоты на добычу водных биологических ресурсов начали ежегодно перераспределять на рыночных условиях, посредством аукционов. Предполагалось, что эта мера станет подготовкой рыбохозяйственного комплекса к поэтапному переходу на систему рентных платежей, а аукционы позволят быстро определить рентную стоимость биологических ресурсов. Однако результатом введения нового принципа распределения квот стало то, что коррупционная рента, которая до этого уходила к чиновникам, стала частью рыночной цены. Платежи за квоты умножили совокупное фискальное бремя в рыболовстве. Эксперимент оказался убийственным для отрасли.
В 2003 году правительство России сумело извлечь уроки из совершенной им трагической ошибки и, отказавшись от пагубной практики продажи квот на вылов на аукционах, решило перейти к общепринятому в мире и единственно соответствующему характеру отрасли «историческому принципу» долгосрочного закрепления квот за успешными предпринимателями, имеющими собственные суда и занимающимися рыболовством непосредственно.
Первоначально квоты были закреплены на 5 лет, что позволило обеспечить решение трех важнейших для отрасли задач: сформировать адекватную систему управления, создать правовую базу, предоставить производителям гарантии исходного производственного ресурса.
Бурное восстановление отрасли стало весомым аргументом в пользу продления выданных квот, и срок их выдачи был увеличен до 10 лет. Это создало минимально необходимую для привлечения внешнего финансирования стабильность и перевело рыболовство на качественно новую ступень развития, позволив запустить масштабные инвестиционные процессы. Восстановление сменилось развитием.
К 2015 году выявились недостатки новой модели: оказались недостаточными стимулы к инвестициям в береговую инфраструктуру, включая переработку, к увеличению глубины последней и увеличению доли поставок на внутренний рынок.
Проблема была решена выделением 20% выданных квот в качестве так называемой инвестиционной квоты, выделяемой в обмен на проекты, устраняющие выявленные недостатки. Механизм «квоты в обмен на инвестиции» уже наглядно доказал свою высокую эффективность.
Неуклонный успех действий правительства в 2003-2015 годах (несмотря на многократную смену его состава и даже прокламируемых принципов) был в решающей степени обусловлен тесным взаимодействием с представителями отрасли и непосредственными субъектами хозяйствования, а также тщательной проработкой правовой базы (точно так же, как провал 2001-2002 годов – игнорированием их мнения).
Однако к настоящему времени у отдельных представителей регулятора, похоже, возникло ощущение, что достигнутый успех является вечным, гарантированным, позволяющим любой волюнтаризм и любое насилие над здравым смыслом в ходе так называемых экспериментов.
В документах съезда, как и в докладе ЭИСИ, очень четко говорится о неприемлемости разрушения эффективного механизма функционирования отрасли, доказавшего свою рациональность во всем мире, ради сиюминутных интересов отдельных участников рынка. Подчеркивается, что возвращение к доказавшему свою разрушительность аукционному принципу приведет к прекращению инвестиционного процесса, так как все инвестиционные ресурсы будут брошены на решение задачи простого выживания – победу на аукционе.
Доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией беспозвоночных Института им. А.Н. Северцова РАН Темир Бритаев высказался по поводу данной проблемы весьма однозначно. Ученый привел в пример ситуацию с промыслом краба в Баренцевом море. «Известно, что здесь в период с 2005 по 2009 гг. резко усилились негативные тенденции в крабовом промысле. Сократилась в полтора раза общая численность популяции краба, в 6 раз – численность промысловой части, и, соответственно, в 4 раза сократился вылов. С 2010 года наметились положительные тенденции в динамике популяции краба, стали расти численность и промысловый запас, который увеличился с примерно 5000 т в 2010 году до 82000 т в 2016 году. Кроме того, увеличился с 3 до 4 кг средний вес промысловых самцов», - полагает профессор.
Так в чем же причины этих положительных изменений?
По мнению эксперта, с одной стороны, они связаны с изменением стратегии промысла. С 2007 года были внесены изменения в сроки промысла, а в 2008 году был введен запрет на промысел в прибрежной 12-мильной зоне. С другой стороны, это, несомненно, связано с поведением компаний, занятых промыслом краба. В том же 2008 году с предприятиями, которые обеспечивали вылов квот в полном объеме, были перезаключены договоры сроком на 10 лет, что стимулировало эти предприятия к ведению РАЦИОНАЛЬНОГО легального промысла.
Биолог считает, что произошли и другие позитивные изменения в структуре промысла. Так, в разы сократилось число судов, занятых на промысле, и количество используемых промысловых ловушек, что в свою очередь снизило воздействие на морскую экосистему. Кроме того, к руководителям краболовных компаний стало приходить понимание необходимости ведения экологически рационального рыболовства. Краболовные компании Севера, ведущие промысел в Баренцевом море, первыми из краболовов в России проходят сертификацию промысла в системе MSC. Однако возникает вопрос: сохранятся ли эти позитивные тенденции в развитии краболовства после изменения порядка распределения квот? По мнению биолога, вряд ли. Скорее всего пересмотр правил игры приведет к тому, что долгосрочное планирование станет невозможным, а ситуация станет такой же, как в нулевые годы, когда основная задача промысловиков была любым путем получить прибыль, не думая о завтрашнем дне. «Я не экономист и затрудняюсь оценить эффект реализации этого сценария в рублях, но то, что для популяции камчатского краба и экосистемы Баренцева моря он будет негативным – это несомненно», - подытожил ученый.
В свою очередь, как экономист считаю, что положение дел весьма серьезно. Неспроста делегаты съезда единодушно приняли обращение к президенту В.В.Путину с просьбой о личной встрече с ним – все остальные способы противодействия разрушительному лоббизму, похоже, исчерпаны.
Тем не менее основные перспективные механизмы госрегулирования и поддержки развития рыболовства (законодательная увязка предоставления квот с инвестициями в модернизацию флота, переработки, портовой и транспортной инфраструктуры, повышение доступности кредитов, включая использование квот в качестве залога, налоговые стимулы углубления переработки и снижение административных барьеров) производят крайне благоприятное и убедительное впечатление, вселяя надежду в преодоление лоббистской агрессии и продолжение уверенного прогресса отрасли.