Турецкие гранаты, баклажаны, салат, тыквы и кабачки вновь стали излюбленным продуктом на российском плодоовощном базаре. После двухлетнего перерыва Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) решила возобновить ввоз из Турции гранатов, поскольку, по словам представителя Россельхознадзора Юлии Мелано, за время ввоза в них «не было выявлено ни одного карантинного случая». По официальным данным, турки справились с нарушениями фитосанитарной безопасности продукта, и их поставки в Россию разрешаются со всех турецких предприятий-экспортеров.
Другие данные, тоже официальные, опровергают оптимизм: как сообщает Северо-Кавказское таможенные управление, в середине февраля в Ставрополье были остановлен ввоз 900 кг томатов, прибывших из Турции. Нарушения обнаружили на одном из пятигорских рынков.
«Производители санкционных томатов не входят в перечень предприятий, проверенных Россельхознадзором. Документов на них не было, — объясняют в турецком ведомстве рост цен, составивший от 50 до 100%. — Это оказалось расхождениями в списке продукции, ввезенной на территорию страны в обход закона».
«Никто никого не обманывает, но рост санкционной зарубежной продукции на отечественном рынке вне зависимости от ограничений со стороны отечественного правительства растет», — считает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева.
Однако чем больше овощей и фруктов уничтожили на полигоне, утверждает эксперт, тем больше их отправили на перерабатывающие комбинаты в России. Попорченные фрукты и овощи отправляют на вторичную переработку (зачастую без документального подтверждения происхождения этих аграрных культур). Пропорция сохраняется примерно в соотношении 50 на 50. Это информация, которую косвенно подтверждают в государственных инстанциях. В частных компаниях утверждают, что переработку и вывоз готовых овощей и фруктов нужно умножать вдвое — столько неконтролируемой продукции поступает на рынки мелкооптовой продукции во всех регионах России.
То есть наполовину «частичное снятие продовольственных санкций с Турции усилит конкуренцию между отечественными и иностранными производителями указанной продукции на российском рынке». «Для потребителя это явный плюс. Он приведет к снижению цен на определенную продуктовую линейку. Для отечественных производителей это отрицательная динамика: если гранаты в России будут в основном импортные, то на кабачки, перец, баклажаны и прочие овощи, если они выращиваются и поставляются на прилавки из Центральной и Южной России, будут назначены более низкие цены. Доля российских производителей может сократиться, ведь они окажутся неконкурентоспособными», — отмечает эксперт.
Правда, на экономическом форуме в Давосе, который проходил более месяца назад, вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что в правительстве все быстро меняется. Россия отменяет не все продовольственные санкции в отношении Турции, а только часть из них, поэтому нынешние действия можно считать закономерными. «Возобновление отношений с Турцией — вопрос экономической и политической поддержки Турции, которая нам нужна. Особенно российские трубопроводы, которые могут помочь нашей стране в условиях газового конфликта с Украиной», — отмечает чиновник.
За последние два года сельское хозяйство в России развивается бурными темпами на фоне значительной финансовой государственной поддержки, в связи с этим турецкая продукция может быть не такой востребованной. Тем не менее Турция может насыщать спрос тогда, когда в нашей стране не сезон на те или иные овощи и фрукты. «Полностью отказаться от импорта зарубежных овощей и фруктов Россия может через 5–7 лет, если деньги на поддержку сельского хозяйства придется все равно выделять из федерального бюджета»,— считает Кокорева.