В предвыборной повестке, пожалуй, нет ничего важнее, чем вопросы социально-экономические. В послании Владимира Путина парламенту им было уделено особое внимание. Примечательно, что эта часть напутствия президента законодательной власти представляла собой не набор абстрактных и громких заявлений, а волне конкретное и детальное изложение плана действий. Конечно, без декларации достигнутых властями успехов по преодолению кризиса не обошлось, но здесь с главой государства трудно поспорить: экономика действительно стабилизировалась, а теперь от этой устойчивой платформы нужно оттолкнуться вверх. В словах Путина также прозвучал относительно свежий тезис о том, что в России сформировалась новая экономическая реальность с исторически низкой и устойчивой инфляцией, что тоже нужно использовать как плацдарм для прорыва. «Чтобы обеспечить прорывное развитие, вывести на новый уровень образование и здравоохранение, качество городской среды и инфраструктуры, в ближайшие шесть лет нам потребуется направить на эти цели значительные дополнительные финансовые ресурсы», — сказал президент, а затем сам ответил на напрашивающийся вопрос, за счет чего эти средства на улучшение жизни найдутся.
В качестве источников финансирования процесса совершенствования экономической системы названы повышение эффективности государственных расходов, новые налоговые условия, а самое главное — наращивание экономического потенциала страны. Основное условие для прорыва по основным задачам — социальным, инфраструктурным, оборонным — обеспечение темпов роста выше мировых. Источников для повышения мощи национальной экономики, по мнению президента, четыре. Первое, что необходимо сделать, — увеличить производительность труда — не ниже 5% роста в год. К повышению производительности труда, по заверениям президента, автоматически прибавится рост зарплат, а вместе с ним и потребительского спроса. Второй источник роста — увеличение инвестиций. Путин заметил, что эта задача ставилась ранее его же указами, но так и не была выполнена. Теперь же обеспечить рост инвестиций до 25–27% ВВП необходимо «во что бы то ни стало». Третьим масштабным резервом экономического роста названо развитие малого предпринимательства. К середине 2020-х годов вклад малого бизнеса в ВВП должен приблизиться к 40%, а численность занятых в нем — вырасти с 19 до 25 млн человек. Для достижения этих целей планируется снизить ставки по кредитам и упростить доступ к различным инструментам финансовой поддержки. Наконец, последний источник роста — это развитие несырьевого экспорта, что давно напрашивалось как панацея для нашей «нефтяной» экономики.
К внедрению этих мер в последние годы в той или иной степени призывали все здравомыслящие экономисты. Если озвученную президентом программу воплотить в жизнь, то позитивные перемены в жизни россиян не заставят себя ждать.
«Все цели, поставленные президентом, вполне реалистичны, и на их осуществление может уйти около 1–2 лет, — считает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова. — Самая легко достижимая из них — развитие малого предпринимательства: уже одобрена «Стратегия развития малого и среднего бизнеса до 2030 года», которая предполагает, что к этому сроку доля продукции, производимой малым и средним бизнесом в России, вырастет с текущих 25% до 30% ВВП».
По мнению экономиста, рост инвестиций в реальный сектор экономики также вполне возможен, причем как со стороны государства, так и со стороны частного сектора. «В этом может помочь приватизация части госпакетов ряда крупнейших предприятий: если на биржу вывести миноритарные пакеты еще не приватизированных крупных предприятий, это может стимулировать приток иностранных инвестиций», — отмечает Мильчакова. А вот вопрос о повышении производительности труда остается самым проблемным, уверена аналитик, поскольку в России пока не решена демографическая проблема и недоинвестируется образование. Однако с этим избранная через две недели власть тоже должна будет справиться с помощью мер социальной поддержки.