Глава компании Алексей Миллер заявил, что приостановлены будут как договора на поставку голубого топлива украинским потребителям, так и на транзит газа в Европу, которые должны были действовать до 2019 года.
Отметим, непосредственным поводом для расторжения контрактов стало решение Стокгольмского арбитража по спору между «Газпромом» и «Нафтагазом». 1 марта суд в обязал российскую компанию выплатить украинскому «визави» $4,6 млрд за недостающий транзит газа в 2009-2017 годах, с учетом текущей задолженности украинской стороны сумма была снижена до $2,56 млрд. Это решение «нарушает баланс интересов сторон», заявил Миллер, поскольку вынесено явно в пользу Киева.
По сути, Стокгольмский арбитраж развязал новую российско-украинскую войну, которая может обернуться неприятными последствиями не только для двух сторон, но и для третьих стран — потребителей российского транзитного газа.
Читайте материал: "«Газпром» против «Нафтогаза»: контракты расторгают, Украина в патовой ситуации"
Эксперт по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин в беседе с «МК» отметил, что решение «Газпрома» обусловлено политическими, но не коммерческими интересами. «Частная компания заботилась бы о рынках и потребителях, но вместо этого она объявила войну потребителям из-за своего спора с другим хозяйствующим субъектом. Теперь, когда Россия приостановит поставки газа через Украину пострадают сразу несколько стран: Италия, Болгария, все Балканы, Венгрия, Греция и другие. Они вполне могут сами обратиться в суд и потребовать от России материального возмещения за нарушение контрактных обязательств, поскольку транзит будет приостановлен. Таким образом «Газпром» может попасть под большие штрафы, не говоря уже об испортившейся репутации», - предупредил наш собеседник.
Что касается экспорта в Украину, то эксперт предрекает ей проблемы с газоснабжением, а РФ — проблемы с реализацией углеводородов. «Европа на 30% зависит от поставок российского газа, а Россия — на 80% зависит от продаж газа в Европу. Получается, что наша страна сама себя наказала решением», - добавил Крутихин.
Другого мнения придерживается генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Он считает, что «Газпром» вполне обосновано расстроен вердиктом Стокгольмского суда. «Суд подтвердил правило ship-or-pay («качай или плати»), которое подразумевает компенсацию транзитному государству от поставщика, если объем транспортируемого газа будет ниже запрошенных параметров. Однако этой части соглашения предусмотрены только предельные и минимальные объемы транзита российского газа по территории Украины. Предельный размер транзита — это 110 млрд кубометров в год, минимальный — 52 млрд.
Россия в настоящее время поставляет по украинским трубам примерно 80 млрд кубометров, что, действительно, существенно отличается от того объема, который был подтвержден в 2009 году при подписании российско-украинского газового договора. Сейчас значительную часть «голубого топлива» наша страна экспортирует в Европу по новой магистрали — по газопроводу «Северный поток». «Голубое топливо» идет по дну Балтийского моря в обход Незалежной. Однако штрафных санкций в случае снижения поставок газа по украинской газотранспортной системе не предусмотрено. Вместе с этим, Киев понимает, что после завершения строительства «Северного потока-2» украинские трубы России больше не понадобятся. После отказа нашей страны от транзита через территорию Незалежной бюджет лишится $2 млрд в год», - рассказал эксперт.