Как следует из пакета законов, подписанных президентом Путиным в феврале этого года, срок амнистии капиталов продлевается еще на год — до 28 февраля 2019-го. Условия все те же — вы переводите на Родину деньги, мы прощаем былые прегрешения. Таким образом, в условиях санкционных ограничений по привлечению западных инвестиций государство протягивает руку некогда опальным бизнесменам в обмен на увеличение валютной массы в стране.
Правда, первая амнистия не впечатлила — было подано лишь 7,2 тыс деклараций на сумму примерно $100 млн. Между тем, по оценкам экспертов, крупных бизнесменов, хранящих львиную долю средств за рубежом, насчитывается на порядок больше, а их зарубежные вложения составляют от $200 млрд до $1,3 трлн. У главы Минфина Антона Силуанова существует свое объяснение скромных итогов — многие испугались вопросов со стороны правоохранительных органов. Однако сейчас, по его мнению, поскольку «в стране сложилось хорошее положение для возврата капитала», вторая волна амнистии будет более успешной.
Впрочем, по словам экспертов, деньги в Россию бизнесмены будут возвращать по другой причине — теперь их пугают западные санкции, следствием которых может стать арест банковских счетов как в Европе, так и в США. Такая динамика уже прослеживается. По оценке Райффайзенбанка, с начала года в России наблюдается небывалый приток валюты из-за рубежа: только в январе было переведено более $12 млрд. Как считают эксперты кредитной организации, около $5 млрд из этой суммы отечественные бизнесмены вернули в Россию из-за опасений подвергнуться новым санкциям Вашингтона. Основной приток средств поступает из Швейцарии, Великобритании и Австрии.
По словам доктора экономических наук Игоря Николаева, нынешняя амнистия, действительно, может оказаться более успешной, чем предыдущая. «Она проходит в других условиях. Ранее бизнесменов выманивали из-за рубежа посулами в освобождении от судов и налогов. Предприниматели не купились. Теперь на них давит угроза новых западных санкций», — отмечает эксперт.
«Бизнесмены стараются диверсифицировать свои вложения, а Россия, предлагающая амнистию, не самый плохой вариант. Преследовать их здесь не будут. По крайне мере, в рамках данного обещания. С другой стороны, можно всегда найти основания, чтобы обвинить тот или иной бизнес в правонарушениях и подвернуть владельца репрессиям. Поэтому государству крайне выгодно иметь под рукой инструмент давления в виде банковских вкладов, чтобы в нужной ситуации им воспользоваться», — полагает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Вместе с тем, по оценке Николаева, приток капиталов хоть и вырастет, но не будет экстраординарным. «Речь может идти о нескольких миллиардах долларов. Их можно будет вложить в валютные облигации федерального займа, которые правительство обещало выпускать специально для отечественных инвесторов», — отмечает эксперт.