Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН: «Конечно, мы все хотели бы услышать от президента, что в стране все хорошо, а будет еще лучше. А если серьезно, то надеюсь, что глава государства пошлет сигнал к тому, чтобы прекратить эксперименты с коммерциализацией науки, образования, здравоохранения и культуры. Хорошо бы, если бы прозвучало: эти четыре сферы так необходимы обществу, что к ним должен иметь доступ каждый гражданин страны, не зависимо от уровня своего материального состояния.
И еще хотелось бы услышать, что власти определились с приоритетами промышленной политики - с тем, чтобы создать запас прочности экономического потенциала. Иными словами, хотелось бы чтобы наша экономика не зависела от конъюнктуры мировых рынков. Для этого требуется не просто абстрактное импортозамещение по всему фронту товаров и услуг, а сосредоточение на тех из них, которые мы можем довести до уровня мировой конкурентоспособности. И это, подчеркну, не должно быть топливо и сырье, цена на которое сегодня может показать двукратный рост, а завтра — двукратный спад. Реально ли услышать именно эти вещи в Послании президента? Честно говоря, не уверен, но как говорится, I have a dream — у меня есть мечта.
Алексей Макаркин, ведущий эксперт Центра политических технологий: «Думаю, что президент выскажется по двум главным вопросам. Первый — инвестиции в будущее страны, то есть, в образование и медицину. Тут есть разные аспекты, достойные внимания. Например, один вопрос — об учебных заведениях, которые ведут подготовку наиболее одаренных детей. Но не менее важная проблема: необходимо подтягивать обычные учебные заведения до современного уровня.
У нас же есть множество учителей, которые до сих пор гордятся тем, что учат детей, как 30 лет назад. Но современные дети - совсем другие: они, фигурально выражаясь, рождаются с мобильными телефонами в руках. И дадут сто очков вперед и родителям, и учителям по скорости поиска информации. На эти вызовы современное образование должно как-то отвечать. То же самое и с качеством медицины: надо чтобы оно было на современном уровне не только в немногочисленных избранных больницах, но и во всех лечебных учреждениях страны.
Второй важный вопрос, который, на мой взгляд, может поднять президент - о драйверах экономического роста в стране. Многие экономисты дают прогноз, что в ближайшей перспективе рост российского ВВП не будет превышать 2% в год. А для России такие темпы равнозначны стагнации. В наших реалиях доходы бюджета пока обеспечиваются сделкой ОПЕК+, которая держит цену нефти на уровне 60-70 долларов за баррель. Но эта сделка через год закончится. Значит надо понимать, какие отрасли, кроме нефтянки, смогут обеспечить рост отечественной экономики — причем так, чтобы при этом не пострадал бюджет».
Никита Исаев, директор Института актуальной экономики: «Сейчас я жду от президента информации о том, какой же будет дальнейшая экономическая стратегия развития государства, по какому пути пойдёт страна.
Но шансы на самом деле услышать подобное, к сожалению, очень малы. Вот уже несколько лет все послания, прямые линии и прочие обращения оказывают на чиновников только кратковременное влияние. Всегда находятся лазейки для того, чтобы оставить рабочие процессы в прежнем вялотекущем режиме.
Нынешнее послание президента будет, фактически, предвыборным заявлением, в котором упор будет сделан на политическую программу. Скорее всего, много внимания будет уделено внешней политике и не стихающей напряжённости в горячих точках, расширению антироссийских санкций, непростым отношениям с партнёрами на Западе и Востоке. В общем, всё примерно то же самое, что звучит с 2014 года.
Наверняка будет уделено внимание расширению соцподдержки самых незащищённых слоёв населения и продолжению мер по активизации рождаемости, которые были озвучены в конце прошлого года. То есть упор будет сделан на подтягивание уровня жизни бедных людей до какого-то относительно приемлемого, а не на общее повышение благосостояния населения.
Сенсации во время послания также маловероятны. Скорее всего, мы так и не услышим заявлений ни о том, кто станет премьером в следующий президентский срок, ни о кардинальных переменах в отношениях с иностранными партнёрами. Нас ждёт стандартная предвыборная речь.