Подробности меморандума о нарушении Россией Конвенции ООН по морскому праву, который Киев направил в Международный арбитражный суд в Гааге, пока держатся в секрете. Как заявила замглавы МИД Украины по вопросам европейской интеграции Лана Зеркаль, текст документа не будет обнародован до завершения рассмотрения дела.
Между тем уже давно ясно, каких результатов добивается Украина. По мнению Киева, «Черноморнефтегаз», который после присоединения Крыма к РФ получил российскую прописку и продолжил свою работу на Одесском месторождении, ведет добычу углеводородов в украинских территориальных морских водах, поэтому его хозяйствующая деятельность нарушает нормы международного права. В связи с этим компании нужно «прекратить воровать наш газ на некоторых участках Черного моря», подчеркивает Зеркаль.
Как полагают правоведы, в этой истории не обошлось без юридического парадокса. С одной стороны, претензии Киева вполне оправданны. В отношениях между нашими странами до сих пор действует российско-украинский договор от 2003 года «О разграничении акватории Азовского моря и Керченского пролива». Согласно этому документу, Одесское месторождение находится в территориальных водах Украины. По словам юриста адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергея Варламова, разграничение экономических зон Черного моря по срединной линии действительно отдает добывающие активы «Черноморнефтегаза» в украинскую юрисдикцию. Вместе с тем Одесское месторождение всегда считалось шельфовой зоной полуострова Крым, поэтому добыча на нем российской компанией фактически ведется в нейтральных водах, что снимает обвинения Киева.
По словам руководителя маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Романа Алехина, шансы выиграть этот спор у России невелики — суд, скорее всего, отдаст месторождение Украине. Киев неоднократно заявлял, что спорный актив находится на 20 км ближе к Одессе, чем к Крыму, поэтому не исключено, что Гаагский суд пересмотрит границы шельфовой зоны полуострова. Очевидно, предполагая такое развитие событий, Россия планирует остановить добычу на Одесском месторождении с 1 июля 2018 года.
Без газа Крым в любом случае не останется. Еще в декабре 2016 года в эксплуатацию был запущен газопровод Кубань — Крым, мощности которого позволят не только закрыть нынешние потребности полуострова в «голубом топливе», но и обеспечить сырьем строящиеся электростанции в Севастополе и Симферополе.
Разбирательство в Гааге рискует превратиться в очередную затяжную судебную тяжбу между Россией и Украиной. Во-первых, Москве предоставят право ответить на обвинения Киева и изложить возможные возражения по поводу юрисдикции трибунала. Во-вторых, как следует из процедурного приказа Гаагского суда, решение по спору будет вынесено не раньше 2020 года.
Существует еще один любопытный нюанс. Как полагают юристы, в соответствии с действующей в Гаагском суде процедурой, скорее всего, рассматриваемое этой инстанцией дело коснется не только добычи «Черноморнефтегаза», которую наша страна собирается остановить и исчерпать, таким образом, предмет претензий Киева, а всех морских границ между Украиной и Крымом в Черном и Азовском морях, а также в Керченском проливе. Вследствие этого, если судьи все-таки встанут на сторону Киева и отдадут Одесское месторождение Незалежной, они косвенно признают Крым территорией нашей страны, так как претензии украинцев к спорному активу в том числе основаны на том, что месторождение находится ближе к украинским берегам, нежели к российским.