Как заявил спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер, газопровод «Северный поток - 2» является «полностью политическим», и не обоснован с точки зрения экономической выгоды европейских стран. «При намерении вести коммерческий проект обычно стараются найти наиболее дешевый механизм поставки газа. Но это («Северный поток - 2» — «МК») не самый дешевый вариант», — пояснил Волкер.
В принципе, слова Волкера, можно назвать ответом Вашингтона на заявление Ангелы Меркель, выступившей накануне в поддержку нового российского газопровода. Она говорила прямо противоположные вещи, настаивая на коммерческой составляющей «Северного потока - 2». «Он не несет никакой угрозы для диверсификации источников энергии в Европу, так как представляет собой «типичный экономический проект», — подчеркнула канцлер Германии.
Как полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения Сергей Суверов, в позициях обеих сторон относительно этого газопровода можно проследить четкую логику. Немецкие компании являются крупнейшими потребителями российского топлива. Крупнейшие концерны Германии инвестируют в строительство газопровода — они пообещали вложить в него до 4,5 млрд евро (около половины стоимости создания новой трубы), и уже пообещали, что будут закупать сырье, поставляемое по этому маршруту.
Американцы, понимая что Европейский союз является одним из самых крупных регионов мира, энергобаланс которого в первую очередь зависит от внешних поставок углеводородов, стараются отобрать у России первенство в обеспечении европейцев сырьем. Морские поставки сжиженного газа через Атлантический океан уже осуществляются. Правда, их объемы настолько невелики, что их можно назвать единичными — покупателями, в основном, выступают страны Прибалтики, а также Польша, которая при поддержке США также активно сопротивляется строительству «Северного потока - 2». Польский премьер Матеуш Моравецкий даже пригрозил, что введение в эксплуатацию этого газопровода вызовет прямой военный конфликт между Россией и Украиной.
Более того, Варшава заявила о возобновлении строительства альтернативного «Северному потоку - 2» газопровода Baltic Pipe, который также должен пройти через акваторию Балтийского моря. Создание такого маршрута позволит европейцам приобретать уже не российский, а норвежский газ, добываемый на шельфовых месторождениях Северного моря.
Впрочем, по словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, составить конкуренцию «голубому топливу» из России трубопровод Baltic Pipe вряд ли сможет — его реализация с начала 2000-х годов находится в «замороженном» состоянии. Кроме того, его мощность обещает не превысить 10 млрд кубометров в год, тогда как две нитки «Северного потока - 2» позволят европейцам получать дополнительно до 55 млрд «кубов» ежегодно. Не стоит также забывать, что добыча на норвежских газовых месторождениях постоянно падает, поэтому, даже в случае завершения строительства, Baltic Pipe рискует оказаться без топлива.
По расчетам немецкой консалтинговой компании Energy Research & Scenarios, после запуска «Северного потока-2» цены на газ (в том числе, СПГ) к 2020 году упадут на 4-13%, что позволит конечным европейским потребителям сэкономить до 8 млрд евро за два-три года. Американское «голубое топливо» обходиться странам ЕС на 20-25% дороже, чем российский аналог. За каждую тысячу кубометров СПГ из США в осенне-зимний период европейцам приходится выкладывать до $265, тогда как стоимость топлива «Газпрома» не превышает отметку в $200. Также пока не построено достаточное количество терминалов по приему и переработке сжиженного газа, поэтому говорить об энергетической экспансии Штатов на европейском рынке пока рано.
Тем не менее, стоит учитывать, что Меркель постоянно выступающая с поддержкой «Северного потока - 2», преследует далеко идущие цели. «Стоимость российского экспортного газа растет вслед за нефтяными котировками. Не исключено, что своей солидарностью с Москвой Берлин намекает «Газпрому» на установку в будущем самых дешевых цен на российское топливо», — полагает Суверов.