О том, что «Нафтогаз» собирается вернуться к закупкам газа у «Газпрома» в марте этого года, заявил глава украинской компании Андрей Коболев. Новые поставки могут последовать с начала марта. Киев считает, что это является большим достижением. Как говорил в середине января президент Петр Порошенко, работа в этом направлении является «исторической победой», поскольку его страна «соскочила с газового крючка» России.
Справедливости ради необходимо уточнить, что Порошенко говорил о решении Стокгольмского арбитражного суда (вынесенного также в январе 2018 года), отчасти урегулировавшего отношения Москвы и Киева относительно поставок сырья. Европейская Фемида, с одной стороны, сняла с Украины требование уплатить неустойку за недобор газа в рамках условия take or pay («бери или плати») по прошлым газовым соглашениям. С другой стороны, обязала «Нафтогаз» выплатить более $2 млрд непогашенного перед «Газпромом» долга и возобновить закупки «голубого топлива» (как требует соглашение от 2009 года) в объеме 5 млрд кубов ежегодно.
Решение спорное: долги Украины по правилу take or pay на конец прошлого года, включая пени и штрафы за просрочку, превысили $37 млрд (по мнению украинских чиновников, долг дошел до $55 млрд). Однако даже российские претензии на $2 млрд кажутся украинцам не справедливыми и завышенными.
Впрочем, судя по всему, Киев лукавит, говоря, что покупка российского газа наносила непоправимый урон бюджету Украины. Отказавшись от топлива из нашей страны, «Нафтогаз» начал закупку у альтернативных поставщиков — в Венгрии, Словакии и Польше. Однако этот газ имел, в первую очередь, российское происхождение и его стоимость, в связи с перепродажей контрактов на поставку в странах Старого Света, составлял уже не $180-190 за тысячу кубометров, а достигал $250-270. Иными словами, покупая газ в обход России, Украина не экономила, а тратила дополнительные средства собственного бюджета, который и так трещит по швам (объем государственного долга страны достигает $72 млрд, тогда как в этом году Киев рассчитывает выплатить из него около $15 млрд).
Только вряд ли этот замысел будет осуществим. Как отмечает украинский экономический эксперт Алексей Кущ, дефицит бюджета Незалежной способен в этом году дойти до 6-7% ВВП страны, тогда как реальная инфляция вырастет до 10-14%. По словам аналитика, Киев научился прятать реальные показатели недоимки и рисовать красивую картинку для Запада, добавляя в статью доходов источники, которые заведомо не сработают — например, приватизацию госпредприятий, соответствующая программа перекочевывает из бюджета в бюджет уже несколько лет подряд.
Только и стоимость российского «голубого топлива» растет в связи повышением нефтяных котировок. Цена нефти сейчас превышает $64 за баррель. Еще неделю назад «бочка» стоила почти $72, но махинации фондовых и сырьевых спекулянтов, а также геополитические факторы оказали существенное давление на стоимость «черного золота».
Это приводит к тому, что Европа продает Украине оставшееся в закромах сырье гораздо дороже цен на существующие на мировом рынке фьючерсные контракты — стоимость таких сделок доходит до $290 за тысячу кубометров. «Возврат Киева к закупке российского газа — это самое адекватное решение Украины за последние два года», — считает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов. В связи с этим, Киеву нужно будет подготовиться к очередным масштабным тратам. По словам замглавы «Газпрома» Александра Медведева, средняя стоимость экспорта «голубого топлива» из России в Европу по итогам 2017 года может возрасти до $200 за тысячу кубометров. Это на 7-10% больше показателей прошлого года (экономия в стоимости реверсного сырья из Европы понятна, но ранее «Газпром» предлагал Киеву более существенную скидку — до $170 за тысячу кубометров).
«Киев должен Москве за газ только по решению Стокгольмского арбитража более $2 млрд. Долги перед поставщиками из Европы, по предварительным данным, превышают $5,6 млрд. Украина, дожив до весны, когда потребление энергоресурсов должно снизиться, в очередной раз может объявить бойкот России на поставку газа. Вместе с тем, это обернется новыми, затяжными судебными спорами между Москвой и Киевом, решать которые, вероятно, придется уже не существующим украинским властям, а их последователям», - полагает Суверов.