Причину слияния фондов объяснил министр финансов Антон Силуанов: это должно обеспечить большую маневренность для использования средств резерва. Мол, зачем все эти сложности, когда резервы формируются в двух местах, если их можно аккумулировать в одном. Впрочем, хотя ФНБ и задумывался как подушка безопасности для пенсионной системы, с момента создания в 2008 году его накопления лишь раз использовались по назначению. Впервые его средства в размере 662 млрд рублей были направлены на покрытие дефицита Пенсионного фонда России минувшей осенью.
Судя по всему, власти понимали, что нет необходимости в содержании двух фондов с резервами, и решили наконец устранить формальности. Тем более что перед глазами был положительный пример для подражания, на опыте которого решили воссоединить две российские резервные кубышки. Речь идет о Пенсионном фонде Норвегии и норвежской схеме сбора резервов, которая подразумевает откладывание сверхприбыли от продажи сырья и получение дохода от «прокрутки» этих средств. По задумке норвежцев, в будущем эти накопления можно использовать для пенсионных выплат и поддержания высокого уровня жизни старшего поколения.
Пока в ФНБ средств накопилось немного, в 14 раз меньше, чем в норвежском фонде. По состоянию на 1 декабря 2017 года в фонде хранилось 3,9 трлн рублей. В 2018 году ФНБ должен будет профинансировать погашение основной части дефицита федерального бюджета — на эти цели заложено 1,114 трлн рублей. Правда, ранее глава Минфина говорил, что часть расходов федеральных ведомств на 2017 год перенеслась на год нынешний, из-за чего бюджетный дефицит может оказаться выше первоначального прогноза. Лягут ли дополнительные расходы на плечи ФНБ, Силуанов не пояснил.
В любом случае в ближайшие три года бюджет страны останется дефицитным — казне не будет хватать около 1 трлн рублей ежегодно. Несмотря на то что в правительстве надеются обойтись без больших траншей из ФНБ на латание этой дыры, у экспертов есть опасения на этот счет.
Опрошенные нами экономисты полагают, что ФНБ потеряет свое целевое назначение и из фонда будущих поколений превратится в кубышку с резервами на черный день или денежный мешок для финансирования целевых программ, не всегда нужных народу.
«Такая рокировка не спасет накопления России на черный день от риска неожиданно подойти к концу: вместо того чтобы перекладывать деньги из одного кармана в другой, лучше сконцентрироваться на более эффективном управлении с трудом накопленными сбережениями», — считает директор Центра макроэкономического анализа «Альпари» Наталья Мильчакова.
По ее словам, несмотря на уверения властей, что в слиянии нет ничего страшного, лишь стремление к оптимизации расходов, тревогу вызывает та скорость, с которой государство тратило Резервный фонд — при таких же темпах опустошения ФНБ Россия может остаться и вовсе без подушки безопасности.
Кроме того, не совсем понятно, как объединенный ФНБ технически будет решать сразу две задачи — страховую для пенсионной системы и «дыролатательную» для бюджета. Между тем сторонники объединения, в частности экс-министр финансов Алексей Кудрин, говорили, что слияние позволит резервам стать более ликвидными и легко высвобождаться в случае кризиса.
Судя по расчетам независимых аналитиков, сейчас лишь 59% всего объема средств в ФНБ, или 2,2 трлн рублей, являются свободными ресурсами, которые могут быть в любое время взяты со счетов в Центробанке в случае необходимости. Остальное — не так уж и ликвидно, поскольку вложено в финансовые активы — депозиты в государственных банках, привилегированные акции и инфраструктурные проекты.
По словам доктора экономических наук Игоря Николаева, проблемы финансовой дыры в бюджете не решатся изменением схем ее покрытия. «Если экономика продолжит находиться в состоянии полупадения-полуроста, бюджет так и будет оставаться дефицитным. Если мы израсходуем ФНБ, а экономика так и не заработает, то придется очень резко затягивать пояса, в том числе сокращать расходы на социальные нужды», — отметил эксперт.