Российский сжиженный газ в США начал экспортироваться пока в сравнительно небольших объемах — базовая загрузка Gaselys оценивается в 170 тыс кубометров СПГ, что эквивалентно чуть более 125 тыс топлива в традиционном эквиваленте. Для примера, в страны Европы в прошлом году «Газпром» отправил около 194 млрд кубометров, поэтому поставки в американском направлении пока не стоит рассматривать как стратегические, тем более приоритетные.
Тем более, чей переход Gaselys в Бостон, который стал конечной точкой путешествия этого газовоза, не обошелся без приключений. Партия российского ямальского экспортного сжиженного газа была загружена на Gaselys в британском порту Isle of Grain, куда газовоз прибыл именно для этих целей. Он принадлежит в том числе французской компании Engie, которая является одним из соинвесторов строительства газопровода «Северный поток - . 2», нового топливного маршрута из России в Европу. В британский порт СПГ прибыл на газовозе «Christophe de Margerie», названном так в честь главы Total (другой европейский партнер России) Кристофа де Маржери, погибшего при авиакатастрофе в Москве в октябре 2014 года.
Покупателем первого груза «Ямал СПГ» изначально было британское отделение малайзийской Petronas. в пункт прибытия в которого в Бостоне танкер должен был оказаться 20 января. Однако за сутки до этого Gaselys развернулся в Атлантическом океане, чем вызвал шквал противоречивых предположений.
Как оказалось, задержка была связана вызвана плохой погодой. К концу января он добрался до Бостона, что дало повод для переосмысления поставок энергоресурсов с североамериканского континента на европейский.
Дело в том, что преодолев морской путь в полмира — отправившись с месторождения Дальнего Востока российский газ в результате оказался в американском порту — «голубое топливо» из нашей страны не утратило своей финансовой привлекательности. Сильные морозы, которые наблюдались на Восточном побережье США, вынудили американских поставщиков, которые резко наращивают производство собственных сланцевых ископаемых, обратиться к импортному топливу. На входе в энергетическую сеть Нью-Йорка цена тысячи кубометров обгоняла стоимость газа на азиатском рынке на 20-22%, что дало повод для перекупки российского топлива. В итоге Gaselys прибыл в регазификационный терминал Everett в США.
Пришвартовавшись в Бостоне, Gaselys, таким образом, стал первым танкером-СПГ, экспортировавшим за последние три года российский сжиженный газ в США. Второй танкер с газом из России прибудет в Штаты в следующем месяце. Пока поставки с такими объемами топлива можно считать единичными. Их рентабельность можно сравнивать с выигрышем от лотереи — погодные экспромты и рыночная конъюнктура ставит их в разряд доходных и перспективных.
Однако именно на такую прибыль, как полагает большинство экспертов, ставят американские производители углеводородов, налаживая поставки собственного СПГ на европейский рынок. Танкерный импорт «голубого топлива» из США в Европу уже открыт — газовозы в направлении Польши и Прибалтики начали барражировать между Мексиканским заливом и европейскими государствами. Однако стоимость такого газа на $30-40 дороже произведенного в России топлива. Как полагает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев, в этой связи очевидно, что Белый дом не скрывает, что его стратегической целью, которую он преследует, предъявляя Москве новые санкционные претензии, является выкинуть «Газпром» с европейского рынка, заменив его поставки на американский СПГ.
«В этой связи, требования, которые отдельные европейские государства пытаются предъявить России, обвиняя нашу страну в энергетической экспансии Европы, выглядят не естественно. На первый план в этом противостоянии, выходят попытки представителей ЕС, поставить под сомнение необходимость строительства нового экспортного газопровода «Северный поток — 2». Премьер Польши Матеуш Моравецкий на встрече с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном призвал Вашингтон наказать европейские компании, участвующие в этом проекте, и американский глава внешнеполитического ведомства с этим согласился. Впрочем, если подсчитывать коммерческую составляющую этих контрактов, то можно понять, что они носят политический, но никак не экономический характер», — отмечает Разуваев.