Позиция Мнучина понятна: слабый доллар снижает стоимость товаров, произведенных в США, и повышает спрос на них со стороны импортеров. Ориентир на смягчение денежно-кредитной политики взял еще предшественник нынешнего американского президента Дональда Трампа — Барак Обама. Тем не менее свежее заявление Мнучина удивило и насторожило валютный рынок. Причин для ослабления доллара и так предостаточно.
В числе прочих можно назвать решение Трампа о введении таможенных пошлин на импортируемые солнечные батареи и стиральные машины, что может спровоцировать обострение торговой войны между США и Китаем, а также намеки главы Европейского ЦБ Марио Драги о возможном повышении процентной ставки по кредитам в банках Старого Света.
Важную роль в падении курса американских денежных знаков играет укрепление нефтяных котировок, которые впервые с конца 2014 года превысили отметку в $71. Причем рост цен на «черное золото» также был обусловлен новостями из-за океана. Минэнерго США сообщило, что коммерческие запасы нефти в стране сократились более чем на 1 млн баррелей. Учитывая, что этот тренд происходит десятую неделю подряд, инвесторы активизировали сделки на сырьевом рынке и продолжили перекладывать деньги из долларов в нефтяные фьючерсы.
По мнению финансового аналитика FxPro Александра Купцикевича, низкий курс доллара действительно стимулирует конкурентоспособность американского экспорта. Безработица в США находится на минимальном уровне с начала 2000-х годов, производство растет, что позволяет потребителям масштабно тратить накопления.
«Российская валюта не останется в стороне от общего тренда. После произошедшего падения доллар может устремиться к уровню в 50 рублей», — отмечает Купцикевич. «Движению в этом направлении также будет способствовать традиционный сезонный обмен валютной выручки на рубли российскими экспортерами для годовой уплаты налогов», — считает владелец юридической компании Роман Алехин.
Вместе с тем не стоит забывать о намерении Трампа, озвученном в конце 2017 года, повысить курс доллара за счет увеличения процентной ставки Федеральной резервной системы (ФРС). «Нам требуется крепкая монетарная политика и разумный надзор над нашей банковской системой», — отмечал тогда американский президент. В результате в декабре американский регулятор повысил ставку до 1,25–1,5%. Следующее заседание ФРС состоится 31 января. Как полагают эксперты, на нем будет принято решение о продолжении ужесточения денежно-кредитной политики, и ставка снова вырастет. Как предупреждала председатель ФРС Джанет Йеллен (она дорабатывает последние дни, 3 февраля ее сменит во главе американского Центробанка Джером Пауэлл), благоприятная финансовая ситуация в США позволяет американскому регулятору довести ставку в 2018 году до 2,5%. В таком случае по курсу рубля будет нанесен дополнительный удар.
Ослабление российской валюты может также спровоцировать рост объемов закупки валюты российским Минфином. В январе, как известно, ведомство выделило для приобретения на свободном рынке долларов и евро 257 млрд рублей, что на 53 млрд больше, чем месяцем ранее. Если подобная тенденция продолжится в феврале–марте, то нестабильность курса «деревянного» станет очевидна.
Впрочем, как считает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов, самый серьезный урон рублю может нанести новый американский пакет санкций, детали которого Вашингтон намерен раскрыть в конце января. Предполагается, что Конгресс США поддержит предложение администрации Трампа о запрете инвестирования в российские облигации федерального займа (ОФЗ). Сначала он должен распространиться только на американских трейдеров, однако в дальнейшем этот запрет могут подхватить биржевые игроки из других стран. Выход зарубежных инвесторов из ОФЗ (иностранцам, по разным оценкам, принадлежит от 30% до 45% долговых облигаций нашей страны) грозит обесценить российскую валюту до 70 рублей за доллар, чему не сможет противостоять даже благоприятный нефтяной фактор.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram