До недавнего времени даже понятия «самозанятые» не существовало в трудовом законодательстве России. С их правовым статусом определились лишь в середине 2017 года, когда были приняты поправки в Гражданский кодекс, которые отнесли к этой категории граждан старше 16 лет, оказывающих услуги физлицам и выполняющих работы в одиночку «самостоятельно на свой риск для систематического получения прибыли». Иными словами, это няни, репетиторы, блогеры, фотографы, таксисты-бомбилы, косметологи и другие частники, не являющиеся при этом индивидуальными предпринимателями.
Министр труда Максим Топилин говорил, что самозанятых в стране насчитывается 15 млн человек. По подсчетам Росстата, в скрытом секторе экономики занято 25 млн человек, а эксперты РАНХиГС называют цифру в 30 млн, что составляет 40% экономически активного населения. Такую армию фрилансеров правительство давно мечтало ввести в легальное поле экономики, которая теряет миллиарды потенциальных поступлений от подоходного налога. Поскольку людей, которые работают сами на себя, не так-то просто вычислить или отличить от обыкновенных безработных, властям пришлось применить фантазию. От безобидной и экономически обоснованной инициативы ввести патенты на трудовую деятельность для таких граждан до введения практически репрессивных мер: запрета на выезд за границу и урезания пенсий.
В итоге решили начать с того, что предложили свободным работникам самим регистрироваться в качестве фрилансера взамен на освобождение от налогов в 2017 и 2018 годах, а потом платить ежегодно страховой взнос. Но, как отчитался министр Орешкин, это не привело к значимым результатам: на 1 декабря, по данным Федеральной налоговой службы, о своем статусе официально заявили лишь 813 человек.
Как объясняли ранее эксперты РАНХиГС, принятые меры по легализации самозанятых потерпели фиаско по двум причинам: они распространялись на небольшую аудиторию и столкнулись с недоверием граждан к органам госуправления. При этом не учитывался и тот факт, что часто самостоятельное и систематическое получение прибыли является лишь дополнительной, а не основной формой дохода.
Поэтому Минэкономразвития предложило другой способ. По словам Орешкина, самозанятым нужно предоставить удобный режим налогообложения и перейти к транзакционным налогам. То есть фрилансер должен платить процент по факту оказания услуг, но если он ничего не делал и не заработал, то ничего не задолжал. Кроме того, как считает глава МЭР, за легализацию самозанятых стоит предоставлять дополнительные преференции: например, льготы по банковскому кредитованию. С такой мотивацией фрилансерам будет выгодно выйти из тени, полагает чиновник.
Новую идею правительства для «МК» прокомментировал генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов: «Есть основания предполагать, что сейчас правительство задумалось над реальными путями легализации незадекларированных доходов самозанятых граждан — речь идет о попытках найти способ наиболее деликатным методом вести контроль за транзакциями между счетами банковских клиентов. Ведь большая часть расчетов с самозанятыми и их клиентами производится посредством безналичного перевода с карты на карту, и правительство, понимая возможный объем этого рынка, хочет, чтобы часть из этих денег все-таки оказалась в казне».
При этом эксперт выразил сомнение в том, что подобный подход сможет мотивировать граждан обозначать доход даже при введении инструмента транзакционных налогов. «Сейчас никак не решена проблема с доступностью финансовых кредитов для тех, кто не трудоустроен официально: когда у человека теневой доход, он не может взять кредит, даже если платежеспособен. Эту проблему, по мнению Орешкина, как раз можно увязать с попыткой заставить население декларировать доходы — однако сложно пока представить, сможет ли попытка сделать кредиты более доступными заинтересовать тех, кто не платит налоги вовсе», — считает собеседник «МК».
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram