Выход на первое место — несомненно, выдающееся достижение. Особенно если вспомнить, что за 70 лет до этого — в начале 1960-х годов — Китай, казалось, окончательно выпадал из цивилизационного ритма, погружаясь в пучину варваризации сначала «большого скачка», а потом «культурной революции». Ему удался не просто come back — Китай явил настоящее долгоиграющее чудо. Но все-таки стоит слегка притушить восторги. Валовой ВВП — конечно, важный показатель, но по подушевому ВВП Китай будет еще далеко позади десятков стран. Через 15 лет не один Китай будет демонстрировать сенсации.
В 2032 году, по прогнозу СЕВR, первая десятка стран по объему ВВП будет выглядеть следующим образом: Китай, США, Индия, Япония, Германия, Бразилия, Великобритания, Южная Корея, Франция, Индонезия. Индия уже в 2018 году обгонит Великобританию и Францию, заняв пятое место по размеру ВВП в долларовом выражении. А к 2027 году Индия переместится на третье место, обогнав Германию.
Первый десяток стран мира, таким образом, поровну поделится между сегодняшними развитыми и развивающимися. То есть развивающиеся, как и следует из названия, уверенно опережают развитые по темпам роста экономики. Правда, конечно, не все. CEBR никак не разделяет надежд Владимира Путина на то, что России удастся обосноваться «в первой пятерке стран мира» по уровню ВВП, ее нет и в десятке. А ведь за 70 лет до этого СССР опережал весь мир по самым на тот момент передовым космическим исследованиям…
Картина 2032 года, нарисованная CEBR, для России неутешительная. А что произойдет в 2018 году?
Главное, что вселяет оптимизм: мировая экономика в целом будет расти. И не просто расти, а расти практически повсеместно, такой синхронности не было с кризиса 2008 года. Расти будут и США, как ожидается, на 2,5%, и Китай — на 6,6%, и Россия — на 1,5–2%, а мировая экономика в среднем — на 3,7%. Конечно, плохо, что темпы российской экономики совсем не впечатляют, но зато высокие темпы роста мировой экономики обеспечат высокий спрос и соответствующие цены на российское сырье. В 2018 году «динамика сырьевых товаров будет позитивной, причем основным драйвером этого станет рост мировой экономики», ожидает старший рыночный аналитик ThinkMarkets Наим Аслам. По его прогнозам, в следующем году нефть будет торговаться в диапазоне $65–75 за баррель. Эти оценки многим кажутся завышенными.
Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA), например, исходит из того, что средняя цена барреля нефти марки Brent в 2017 году составит $53,88, а в 2018-м — $57,26. Эти прогнозы не могут не радовать российский Минфин: в бюджет заложены цены существенно ниже ($40 в 2017 году и $40,8 — в 2018 году).
Что ж, если нефть не подведет, за российский бюджет можно не слишком волноваться. А что произойдет с рублем в 2018 году?
Большинство экспертов сходится в том, что, несмотря на нефтяную поддержку, рубль будет ослабевать. Дополнительные валютные риски содержат, во-первых, встречное движение ставок ФРС США, с одной стороны, и Банка России — с другой. Этот феномен уже получил название «дивергенция политик регуляторов».
Во-вторых, новые американские санкции, введение которых ожидается в начале 2018 года, могут стать ударом по рублю. Если санкции будут введены на инвестиции в российские ОФЗ, то, по имеющимся подсчетам, как минимум $30–35 млрд могут уйти с российского долгового рынка, а это эквивалентно подорожанию доллара примерно на 5 рублей.
Средний курс рубля в 2018 году составит 61–63 за доллар, хотя в первой половине года возможно его падение до 65–66 рублей за доллар.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram