В ситуации с кризисом доверия, с которым столкнулись все российские банки, финансовые институты вынуждены думать о том, как заслужить доверие клиентов заново. Сейчас, когда даже лидеры рынка столкнулись с оттоком клиентов и вынуждены подтверждать свой авторитет, ситуация с Бинбанком уникальна.
Стоит отметить, что именно негативное давление в целом на российский банковский рынок, и на ПАО «Бинбанк» в частности, вынудило собственников банка обратиться за помощью к ЦБ. Здесь следует вспомнить и о падении цен на нефть, и об экономических санкциях, введенных США и европейскими странами в отношении России, которые, прежде всего, привели к тому, что отечественная банковская система оказалась практически отрезанной от западных рынков капитала, а доступные источники заимствований стали дороже. Экономические проблемы страны в целом привели к обесцениванию банковских активов, снижению сбережений населения, росту задолженности по кредитам и сокращению ликвидных активов, что также отразилось на банках, особенно тех, кто активно работает с населением.
Отличительной особенностью уже этого года стали информационные атаки на ряд банков, в том числе и на Бинбанк, о негативном воздействии которых на рынок в своем выступлении в Госдуме говорила глава Банка России Эльвира Набиуллина. На фоне общих экономических проблем негативный информационный фон породил панические настроения клиентов банков – корпоративных, государственных, частных лиц, которые стали выводить свои деньги. И, кстати, санируемый ПАО «Бинбанк» даже не лидер в этом процессе.
То, что банкиры обратились в ЦБ за поддержкой, стало, пожалуй, первым случаем, когда владельцы, чтобы сохранить финансовую стабильность клиентов, сами отдают контроль над банком регулятору. При этом они, похоже, практически отказавшись от собственности, сами же и восстанавливают стабильность банка.
Как отмечал зампред ЦБ Василий Поздышев, по предварительной оценке регулятора, банку нужно доформировать 250–350 млрд рублей резервов. Эти средства собирались вложить в банк его собственники. И как заявлял недавно Поздышев, основной владелец Бинбанка Микаил Шишханов уже начал передачу своих активов на его баланс. «Я отдаю все свои активы», — рассказал Микаил Шишханов в одном из интервью. А источники, близкие к бизнесмену, подтверждали, что в рамках начавшейся санации некоторые небанковские активы, не заложенные в других банках, передаются на баланс банковской группы. Это ценные бумаги компании «Интеко», девелопера А101 (49%), заводы по производству бройлеров, цементные заводы, лесопилки и нанотехнологии. На 1 декабря было передано 75% активов из планируемого объема.
В то же время лишь адекватная политика по отношению к клиентам поможет банку сохранить их доверие. Именно поэтому банк одним из первых реагирует сейчас как на новые тенденции на рынке, так и на потребности клиентов. Банк стремится упростить жизнь потребителя своих услуг, предоставив ему больше возможностей. Команда банка продолжает реализовывать все ранее заявленные и анонсированные проекты.
Само по себе продолжение работы и сохранение команды санируемого Бинбанка беспрецедентно для российской банковской системы. По практике последних лет акционеры и ключевые менеджеры санируемых кредитных организаций покидали финансовую организацию уже до ввода временной администрации в банк. И стремление Микаила Шишханова восстановить финансовые показатели банка, его заинтересованное отношение к клиентам и позиция по сохранению стабильной работы банка формирует сегодня новую устойчивость Бинбанка, основанную на взаимной лояльности банка и клиентов в условиях серьезного кризиса, с которым столкнулась банковская система страны.
Очевидно, что в большей степени банк сегодня нуждается в сохранении и привлечении клиентов, создавая для них наиболее благоприятные условия. Так, буквально на днях банк объявил о том, что будет автоматически подключать держателей карт к кэшбэк-сервису платежной системы «Мир». Подобная услуга реализуется впервые на рынке. Она не только освобождает клиентов от необходимости дополнительной регистрации на портале платежной системы, но и обеспечивает клиентам Бинбанка возврат до 20% от суммы операции.
А еще ранее ПАО «Бинбанк» объявил о снижении ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса: по инвестиционным кредитам сократив их на 4—5 процентных пунктов, кредиты на пополнение оборотных средств снизились на 1—4 п. в зависимости от типа выдачи. При этом банк предложил одни из лучших условий по рефинансированию кредитов, полученных ранее по более высоким ставкам в других банках на аналогичные цели.
В своих отзывах как многолетние клиенты банка, так и новички отмечают его стремление оперативно и качественно решать их вопросы. Примечательно, что в форумах и обсуждениях нет вопросов, связанных с санацией, речь больше идет о рабочих моментах.
Признают значимость и пользу санации Бинбанка как эксперты, так и участники финансового сектора страны. Так, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков неоднократно заявлял в отношении Бинбанка, что «все будет спокойно и стабильно».
Подобного мнения придерживается и первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева. По ее словам, санация Бинбанка была единственно верным решением. Более того, она позволила избежать печального сценария 2008 года, когда крах инвестбанка Lehman Brothers привел к мировому финансовому кризису. Никаких преувеличений тут нет. Дело в том, что Бинбанку отведена в отечественной банковской системе важная роль. Ему доверяют свои средства не только рядовые россияне, но и многочисленные компании и предприниматели — драйвер российской экономики. Таким образом, если бы банк своевременно не обратился к государству, а ЦБ не решился на санацию Бинбанка, финансовая система нашей страны развалилась бы по принципу домино. А это, в свою очередь, ударило бы по отечественному бизнесу и россиянам.
И возможно, мы стали свидетелями первой в истории российского банковского рынка санации, как проявления механизма сохранения и оздоровления бизнеса, а не «лечения» банковского сектора путем удаления «больных» игроков.