Сама по себе идея не покупать, а брать на время не нова. Пункты проката были весьма популярны еще в советские времена. Но благодаря развитию Интернета старое понятие в XXI веке засверкало новыми гранями и, как водится, получило новое англоязычное наименование — шеринг (от англ. share — делиться). Пожалуй, самое его раскрученное направление — каршеринг: почасовой или поминутный прокат автомобиля. Удобная услуга для перемещения по городу — почти как велопрокат, только намного комфортнее. В столице он уже развивается несколько лет, и даже мэр Москвы Сергей Собянин лично изучал соответствующий опыт.
Параллельно в моду вошел букшеринг: специальная полка в каком-либо заведении или стойка на улице, куда любой желающий может положить ненужную книгу, а интересную — взять, причем совершенно бесплатно. Нововведение не только спасло внушительную часть книжной продукции от вымирания, но и вызвало всплеск интереса к чтению со стороны молодежи. Люди, пользующиеся услугами букшеринга, охотно делятся информацией в социальных сетях, а их, в свою очередь, охотно читают дети и подростки, быстро подхватывающие все интересное, модное и топовое.
Простая схема действий быстро была взята на вооружение, и вот нам уже не хватает пальцев рук, чтобы перечислить все виды существующих ныне шерингов. В настоящее время в России даже существует справочник платформ, работающих на принципах sharing economy. Давайте рассмотрим самые популярные.
Фудшеринг
Понятно, что речь идет о еде. Фудшеринг — это международный проект, который борется с безответственной растратой пищевых ресурсов. Смысл его в том, что еще годные в еду продукты, которые по закону уже подлежат утилизации, бесплатно раздаются нуждающимся.
Дедушкой этого явления в нашей стране можно назвать благотворительный проект «Подвешенный кофе», бывший популярным в столице несколько лет назад. Это когда оплачиваешь напиток и не берешь его сам. А тот, кто не может себе позволить его приобрести — как правило, бомж или нищий, — получает чашку горячего чая или кофе за ваш счет, то есть бесплатно. Главное знать, какое кафе участвует в благотворительной программе.
А вообще все началось в Берлине. Именно там придумали собирать еще годную еду и раздавать тем, кто нуждается, а не выбрасывать на помойку. Помимо помощи малоимущим авторы проекта и те, кто его поддерживает, пытаются решить экологическую проблему. Согласно статистике ООН, выбрасывается свыше трети произведенных в мире продуктов питания. Более 40% всей массы твердых бытовых отходов на Земле — пищевые. И сократить это число — важнейшая цель для экологов всей планеты.
В российской столице благородную идею поддержали. Для многих ресторанов и кафе это жирный плюс к репутации, а еще — хорошая реклама и доказательство того, что здесь только свежая продукция.
Правда, пока крупные игроки и узнаваемые бренды на контакт с инициаторами нововведения идут неохотно. Взаимодействия с фудшерингом они опасаются по нескольким причинам: вдруг брендированную еду кто-то начнет перепродавать или, того хуже, кто-то ей отравится. И оспаривать что-то в суде будет крайне сложно: логотип-то вот он, на упаковке. Но организаторы проекта верят: успешный опыт рано или поздно привлечет к сотрудничеству больше заведений.
Кстати, получить дармовые продукты не так-то просто. Надо стать участником проекта, раздавать еду другим и что-то брать себе. Либо попасть в группу малоимущих — тех, кто нуждается в бесплатных продуктах. То есть просто зайти с улицы и перекусить на халяву у любого желающего вряд ли получится.
Помимо организаций общественного питания в программе участвуют популярные онлайн-платформы, на которых заинтересованные люди выставляют объявления примерно следующего содержания: «В холодильнике скопилось большое количество еды. Все съесть не успеем, улетаем в отпуск. Отдам. Самовывоз». И таких сообщений полно, особенно после праздников, когда принято готовить с запасом, а выкидывать этот запас потом на помойку очень не хочется.
«А что такого? — удивляется студентка Лера, активная участница фудшеринга. — Есть целая группа в соцсетях, там люди меняются оставшимися от застолья продуктами или просто так их забирают». Причем занимаются этим, по ее словам, совсем необязательно неимущие. Для многих это разовые акции в сложной жизненной ситуации или просто интересный опыт.
У тех, кто предлагает еду, тоже разная мотивация. Кто-то решил сесть на диету и раздает сладости. Кто-то открыл и один раз попробовал соус песто, не пошло, и он его отдает.
«Очень часто бывают объявления, когда кто-то учится готовить, а пробовать некому, — рассказывает Лера. — Вот и ищут «дегустаторов» в группе. Ну а те, кто откликается, если повезет с кулинаром, могут попасть на вкусные пирожки или шарлотку».
Стройшеринг
Это площадка для людей, которые делают ремонт, — а счет таковым в нашей стране идет на миллионы. Один из самых юных видов разумного использования товаров появился всего год назад. Цель проекта — сократить количество утилизируемых строительных материалов: он объединяет людей, которые как раз их и разыскивают или желают отдать даром лишние. Конечно, сегодня далеко не все готовы расставаться с чем бы то ни было бесплатно. Тем не менее обмен «запчастями» идет весьма активно. Отдают самое разное: обои, розетки, лобзики, плитку, даже всеми любимые «антистрессовые» рулоны с пупырчатым полиэтиленом. Для любителей эклектики — просто рай. Если задаться целью, можно целую квартиру обустроить за так. Или если лень самому выносить старый диван — дал объявление, и его наверняка заберут те, у кого запросы поскромнее. Очень удобно: и дело хорошее сделал, и тащить неподъемный груз самому не надо.
Военному пенсионеру Юрию Михайловичу 56 лет. Он не самый активный интернет-пользователь, а в социальных сетях его и вовсе нет. Зато насыщенной жизнью в Сети живут его дети.
«Мне Никита, старший, рассказал: дескать, есть такой стройшеринг, — делится с «МК» пенсионер, — сказал: давай, папа, регистрируйся и изучай, начнешь наконец ремонт делать на даче».
Сначала Юрий Михайлович отнесся скептически. Но начавший уже разваливаться загородный дом — больная для семьи тема, да и жена активно подключилась к новому делу. Процесс сдвинулся с мертвой точки, сейчас мужчина совместно с супругой регулярно просматривают объявления в группах и активно пользуются тем, что предлагают. По его словам, часто везет: иногда даже электрические приборы и ценные инструменты попадаются, на которые в прошлом банально не хватало денег.
«Конечно, то, что нам надо, приходится выискивать, либо, наоборот, подстраиваться под то, что нашел. Но поскольку часть инструментов и материалов нам достаются бесплатно, мы на что-то другое, нужное, выкраиваем деньги. Так что перспективы у нашего ремонта самые радужные. Глядишь, и достроим скоро», — надеется Юрий Михайлович.
Мужшеринг?
У многих видов совместного использования еще нет своего названия, но они активно набирают обороты. Очень большой сектор — детские товары и одежда. Существует немалое количество групп в социальных сетях и мессенджерах, цель которых — найти и отдать лишнее.
Признаюсь, сама около года состою в одной из таких сетей и могу поделиться впечатлениями. Практически ежедневно между участниками группы циркулируют туда-сюда детские коляски, ванночки, кроватки. Также очень востребована одежда: женская и детская. Причем продают очень редко — чаще отдают даром. Члены группы успели перезнакомиться лично, и поэтому уровень доверия достаточно высок. Если состоять в нескольких группах, легко можно сократить свои расходы на новорожденного ребенка чуть ли не вполовину. Чаще всего те, кто получил товары бесплатно, через какое-то время передают их другим.
Марина Спирякина, директор проката игрушек и детских товаров, в этом тренде видит положительные стороны. «С 2012 года в столице стартовало сразу несколько проектов по прокату игрушек и детских товаров, сегодня их насчитывается уже почти два десятка, — рассказывает эксперт. — Это полезная находка для родителей. Малышу до 4 лет на каждый возрастной этап жизни необходимо огромное количество развивающих товаров. И чем ребенок младше, тем короче эти возрастные промежутки, а значит, покупая что-то актуальное для него на сегодня, нужно понимать, что уже завтра он может потерять к этому интерес. Со временем дом, в котором появился младенец, начинает обрастать вполне годными, но уже неинтересными и ненужными ребенку детскими вещами».
Марине удалось составить «фоторобот» типичного заказчика: «Изначально предполагалось, что эта услуга для малообеспеченных семей. На практике же оказалось, что клиенты прокатов — это люди со средним достатком и выше, которые знают цену деньгам и привыкли к хорошему сервису. С каждым годом количество клиентов увеличивается в арифметической прогрессии, об услуге узнают все больше людей». Кстати, по словам нашей собеседницы, самый большой спрос в последние месяцы вовсе не на игрушки и одежду, а на аренду детских автокресел — что тоже косвенно свидетельствует об уровне достатка заинтересованных семей.
В некоторых сообществах участницы становятся дружными настолько, что готовы даже разделить с товарками собственного супруга. Нет-нет, не подумайте чего-то непристойного: речь идет лишь о деловой квалификации благоверного.
«У моего Сергея руки растут откуда надо — все починит, подкрутит, приколотит, — рассуждает Елена, — и если есть у него свободное время, с удовольствием кому-то поможет бесплатно. Тем более у нас в группе есть одинокие женщины с детьми. И они нам давали свои детские принадлежности. Как тут не помочь в ответ?»
Закон пока не писан
Совсем недавно Российский общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) обнародовал исследование, посвященное шеринговым услугам. Выяснилось, что три четверти опрошенных с удовольствием включились бы в систему шеринга, но их останавливает наличие определенных рисков. В первую очередь участники опроса сетуют на то, что отношения в рамках совместного потребления не регулируются законодательно. А вот если бы законом устанавливались нормы, предусматривающие страховку участников процесса и ответственность в случае невыполнения обязанностей, то уровень доверия шеринговым платформам заметно повысился бы. При этом 68% респондентов согласны с тем, что государственное регулирование процесса совместного потребления позволит обезопасить пользователей.
Наш эксперт Марина Спирякина считает, что через 5–10 лет в шеринговых проектах будут участвовать уже более половины людей, активно пользующихся интернет-ресурсами.
Конечно, у любых идей найдутся противники. И шеринг далеко не всем по нраву. В первую очередь, конечно, производителям товаров, которые по мере развития альтернативного совместного потребления банально теряют своих покупателей. Но ответы опрошенных нами респондентов и их истории в Интернете свидетельствуют о том, что плюсов у шеринговых проектов ощутимо больше. У людей появляются новые потребительские возможности, а для некоторых приобретение товаров на халяву или в складчину — это единственный выход в сложной жизненной ситуации!
Мнение эксперта
Марк ГОЙХМАН, ведущий аналитик ГК TeleTrade:
«Мировой рынок шеринга оценивается по объему в $15 млрд, с потенциалом увеличения до $335 млрд к 2025 году. Ежегодно количество пользователей сервисов шеринга вырастает на 25%. Учитывая низкие стартовые условия экономики совместного пользования в России, можно предположить ее взрывной рост в ближайшее время.
Кроме того, шеринг соответствует менталитету россиян, традиционно стремящихся к бережливой, экономной модели потребления. А из-за продолжающейся стагнации в реальных доходах населения, очевидно, эта форма потребления будет востребована и дальше.
Отдельного регулирования шеринга в России пока не существует. И такая ситуация содержит как преимущества, так и риски. Плюсы очевидны: экономия средств участников процесса, отсутствие административных барьеров и бюрократической волокиты. Опасаться же следует того, что по мере развития шеринга будет сужаться спрос на товары и услуги, реализуемые привычным способом. Это может подорвать стимулы общего роста производства и экономики».
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram